Читайте нас в Telegram
Реклама

Светлана Дружинина — советская и российская актриса, режиссер и сценарист, народная артистка России (2001).

Биография и карьера

Светлана Дружинина родилась 16 декабря 1935 года в Москве.

Ее родители были самыми простыми людьми — мать работала воспитательницей в детском саду, а отец — шофером. Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, он ушел на фронт, где и погиб в боях под Смоленском. И только став взрослой, Светлана узнала, что семья ее вовсе не так проста, как она думала. Оказывается, ее дед по отцовской линии был священником и служил под Ельцом (Липецкая область), но, поскольку в СССР религия была, мягко говоря, не в почете, этот факт близкие от нее тщательно скрывали, опасаясь, что он может повредить ее будущему.

Светлана Дружинина: «Депрессией в основном страдают люди, достаточно хорошо живущие. Все вокруг кричат: как же сейчас у нас плохо! Я к этому хору не присоединяюсь, у меня есть с чем сравнивать. Я дитя довоенного времени, жила в войну и сразу после нее. Знаю, что такое жить в землянке, что такое бездомность. Что такое настоящий голод и 300 граммов хлеба в сутки <…> Но не надо меня жалеть. Детство мое было счастливым». («7 дней»)

Кинематограф пришел в жизнь будущей кинозвезды после цирка и балета. Сначала она планировала стать циркачкой. В десять лет начала посещать цирковую студию, но, когда дело дошло до гастролей с труппой акробатов, мать девочки этому воспротивилась, и на этом с цирком было покончено. Тогда Света решила стать балериной и поступила в балетную школу при Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, откуда затем попала в хореографическое училище при Большом театре (ныне — Московская академия хореографии), где в этот период также учились такие будущие мастера балета, как Марис Лиепа и Наталья Касаткина.

Светлана Дружинина: «Меня отправили в пионерский лагерь. Там я познакомилась с девочкой, которая училась в балетном училище при Большом театре. Ее звали Юля, и я была покорена тем, как она танцует». («7 дней»)

Но и от этой мечты из-за серьезной травмы руки ей, одной из лучших воспитанниц училища, пришлось отказаться.

Светлана Дружинина: «До сих пор мой правый локоть ноет в плохую погоду, но я ему говорю: “Спасибо тебе, мой дорогой локоточек, ты получил указание свыше остановить эту несущуюся по кругу девчонку. Она неслась не туда!” Вообще, если вы внимательно оглянетесь на свою жизнь, проанализируете все события, то поймете — нет ничего случайного. Тот, кто верит в случай, не верит в Бога…» («7 дней»)

Когда и при каких обстоятельствах красавицу заметили режиссеры, доподлинно неизвестно. Но уже в 1955 году 19-летняя девушка впервые появилась на киноэкране — в комедии Андрея Фролова «Доброе утро». Роль была совсем крошечной, и ее даже не упомянули в титрах, но зато через считанные месяцы Дружинина появилась в комедии Самсона Самсонова «За витриной универмага», где для нее нашлось куда более заметное место.

Свою первую главную роль она получила в 1957 году благодаря молодому режиссеру Станиславу Ростоцкому, собиравшемуся снимать свой второй полнометражный фильм. В ленте «Дело было в Пенькове» о «любовном треугольнике» в советском колхозе начинающей актрисе «выпала участь» ревнивой жены тракториста Матвея Морозова (Вячеслав Тихонов), которого вся округа подозревает в связи с новым зоотехником Антониной Глечиковой (Майя Менглет). Раздирающая Ларису Морозову ревность и «добрые советы» неравнодушной соседки Алевтины (Валентина Телегина) чуть не довели ее до убийства.

Светлана Дружинина: «Я очень люблю одну сцену — когда мы на свадьбе под крики “Горько, горько!” вместе встаем и целуемся. Какие у нас там хорошие классические русские одухотворенные лица. Я вообще очень благодарна Ростоцкому, что он утвердил меня на эту роль — хотя я ходила как балерина, выглядела ненародно и вроде бы не подходила. Но у нас все получилось, и именно эта роль дала мне перспективу». («7 дней»)

Картина имела большой успех и стала одним из лидеров проката (за год ее посмотрело свыше 30 млн. зрителей). После премьеры все три участника любовной драмы — Дружинина, Менглет и Тихонов — проснулись знаменитыми.

Светлана Дружинина: «Станислава Ростоцкого я считаю своим настоящим отцом в кино. Хотя Самсонов обижался на это мое мнение. Он же первый меня нашел». («7 дней»)

Параллельно со съемками в кино Светлана училась на актерском факультете ВГИКа, который окончила в 1960 году. Одновременно с ней диплом тогда получили Софико Чиаурели и Леонид Куравлев, которые двадцать с лишним лет спустя составят неподражаемый актерский дуэт в комедии Аллы Суриковой «Ищите женщину».

В 1961 году на экраны вышла еще одна блистательная кинокомедия — «Девчата» Юрия Чулюкина, где Дружинина сыграла «антипода» главной героини, «маленькой и плюгавенькой», но добродушной и открытой поварихи Тоси Кислицыной (Надежда Румянцева), — красивую, статную, но циничную телефонистку Анфису, отчего-то переставшую верить в любовь. Простая и трогательная история из жизни поселка лесорубов привлекла в кинотеатры более 35 млн. человек.

Интересно, что обе судьбоносные для Дружининой роли чуть было не достались другим актрисам, мужья которых участвовали в съемках. Ларису Морозову могла сыграть жена Вячеслава Тихонова Нонна Мордюкова, чью кандидатуру также рассматривал Станислав Ростоцкий, а Анфису — Алла Ларионова, которую Чулюкину настойчиво предлагал ее супруг Николай Рыбников, сыгравший в «Девчатах» лесоруба-сердцееда Илью Ковригина. Но в результате оба кинорежиссера предпочли незамужнюю Дружинину.

Актерскую карьеру она совмещала с работой в Концертном зале им. П. И. Чайковского, где вела различные мероприятия. Некоторые из них транслировались по Центральному телевидению СССР, куда в 1962 году артистку пригласили вести стремительно набиравшую популярность юмористическую телепередачу «Клуб веселых и находчивых» (вместе с Михаилом Державиным).

Но в будущем Дружинина уже видела себя не актрисой или телеведущей, а режиссером — этот статус позволял ей меньше зависеть от чужих мужей и прихотей.

Светлана Дружинина: «Актрисой становиться я не собиралась». («7 дней»)

Уже будучи звездой экрана, она поступила на режиссерский факультет ВГИКа и после его окончания в 1969 году взялась за свой дебютный самостоятельный полнометражный фильм — драму «Исполнение желаний» по роману Вениамина Каверина. Главные роли в картине исполнили Евгений Лебедев, Иннокентий Смоктуновский, Николай Еременко-младший, Наталья Бондарчук и Лариса Лужина.

Светлана Дружинина: «Не верьте этим воздушным балеринам: нежность их души и тела — обман. Все балерины — это железные леди <…> Балет научил меня самодисциплине. Я четко и организованно работаю по подбору материала. Четко и организованно — по подбору кадров. Потом точно так же — по подготовке к съемочному периоду. И я всегда точно знаю, что мне надо. Это — балет. Все благодаря ему…» («7 дней»)

В своей следующей ленте, «Солнце, снова солнце», Дружинина выступает уже и как сценарист (пока еще в соавторстве с Дмитрием Холендро). Убедившись в том, что и эта задача ей вполне по силам, для «Сватовства гусара» она пишет сценарий сама. Точно так же она часто совмещала функции режиссера и сценариста и в дальнейшем, в том числе при работе над музыкальной комедией «Принцесса цирка» — очередной экранизацией оперетты Имре Кальмана, которой, впрочем, насколько можно судить, превзойти предыдущую, «Мистер Икс» Юлия Хмельницкого, так и не удалось.

Больше всего Дружинина известна как режиссер приключенческого киноцикла про гардемаринов, которым она занималась больше 30 лет. Начало было положено в далеком 1988 году, в первый день которого вышел мини-сериал «Гардемарины, вперед!» с юными Дмитрием Харатьяном, Сергеем Жигуновым и Владимиром Шевельковым в главных ролях.

Светлана Дружинина: «Пухлая красная картонная папка с любительским сценарием Нины Соротокиной “Трое из навигацкой школы” лежала у нас дома давно. Потом дома случился пожар, многие книги были испорчены — залиты водой и пеной. Не пострадал только этот сценарий, который лежал у мужа в комнате. И он стал его листать. Потом читать. Увлекся. И сказал мне: “Прочитай! Думаю, может получиться кино”». («7 дней»)

В 1991 году последовало продолжение — «Виват, гардемарины!» (уже без Шевелькова, который больше в этой истории не участвовал), а через год — третий фильм, «Гардемарины-III» (где не было уже и Жигунова).

Светлана Дружинина: «Ни одной хорошей статьи от критиков мы не дождались. Зато об успехе говорили необъятные мешки писем и толпы людей на премьере…» («7 дней»)

От излюбленной темы режиссер отвлеклась в начале 2000-х, когда все ее внимание было сосредоточено на историческом проекте «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII».

Светлана Дружинина: «Наташа Гундарева в начале съемок “Дульсинеи Тобосской” не воспринимала меня всерьез. Но потом мы подружились, и она ждала наших совместных работ. Она знала, что я готовлю “Тайны дворцовых переворотов” и хочу снимать ее в роли Елизаветы». («7 дней»)

Изначально планировалось создание двенадцати телефильмов, но в итоге с 2000 по 2011 год вышло всего восемь (в самом первом, «Завещание императора», в роли Петра I можно было видеть Николая Караченцова).

Светлана Дружинина: «Чем мощнее актер, тем интереснее и проще с ним работать». («7 дней»)

Пауза выдалась настолько долгой, что многим стало казаться, что о гардемаринах Светлана Сергеевна больше не вспомнит, но в 2020 году стало известно о том, что она вовсе не забыла об идее, от которой была вынуждена отказаться в девяностые из-за нехватки финансирования. Тогда она планировала снять четвертую картину — «Гардемарины 1787» — о событиях времен Русско-турецкой войны.

В новом тысячелетии, когда проблем с деньгами стало меньше, проект стал еще более масштабным: вместо одного фильма решили снимать целых два: один о войне — «Гардемарины 1787. Война», а другой о мире — «Гардемарины 1787. Мир». Все с тем же Дмитрием Харатьяном (отметившим в 2022 году свое 62-летие) в роли Алексея Корсака. Жигунов и Шевельков в них все так же не появляются, но зато из «старой гвардии» по-прежнему в строю Михаил Боярский, Михаил Мамаев, Ольга Машная, Кристина Орбакайте, Александр Домогаров и др.

Светлана Дружинина: «Все, кто со мной работал, с удовольствием идут сниматься и в следующем моем фильме. У меня нет актера, которого бы я позвала в следующий фильм, а он бы отказался». («7 дней»)

Съемки четвертого фильма, «Гардемарины 1787. Мир», завершились летом 2020 года, пятого, «Гардемарины 1787. Война», – в конце 2022-го. Несмотря на то, что к этому моменту «Гардемарины 1787. Мир» уже два года как «пылились на полке», ясности со сроками их выхода в широкий прокат все не наступало. Сама режиссер признавалась, что кинопрокатные компании большого интереса к ее новым работам не проявляли.

Светлана Дружинина: «В любом случае я не унываю. Уныние — грех. До тех пор, пока вы встаете на ноги, видите рассвет и закат, вы не имеете права на уныние. Будем жить долго и счастливо!» («7 дней»)

И вот, наконец, в 2023 году дело сдвинулось с мертвой точки: в начале осени неожиданно были объявлены даты премьер сразу обеих картин: четвертую можно было посмотреть в кинотеатрах, начиная с 5 октября, а пятую, – с 16 ноября.

28 сентября в новом киноконцертом комплексе киностудии «Мосфильм» (открывшемся всего за неделю до этого и еще ничего на своем экране не демонстрировавшем) состоялся закрытый показ «Гардемаринов 1787. Мир», на который Светлана Сергеевна пришла в сопровождении мужа, Анатолия Мукасея (также причастному к их созданию), сына, невестки и внука.

Светлана Дружинина: «Мне помогали и мои поклонники, зрители. Они снимались в массовках бесплатно или за крошечные деньги. Многие вообще специально для этого приезжали — чтобы сделать доброе дело, а не ради гордыни или корысти». («7 дней»)

В строгом черном брючном костюме, «разбавленном» жемчугами на шее, 87-летняя Дружинина выглядела прекрасно и пребывала в отличном настроении. И, очевидно, совсем не прислушалась к советам стилистов, которые ранее получила в программе «Модный приговор» на Первом канале (многие поклонники тогда сочли ее преображение крайне неудачным). Режиссер объяснила, что выбор премьерной площадки не был случайным – с этим местом, где она впервые оказалась в 1954 году, у нее связано множество приятных (и не очень) воспоминаний. Дружинина видела и расцвет студии, и упадок и теперь рада наблюдать ее возрождение.

Еще раньше режиссера на красной дорожке появились исполнители главных ролей Харатьян и Мамаев, тоже весьма удовлетворенные получившимся результатом. Дмитрий Вадимович отметил, что эти съемки отличались от предыдущих большим количеством сцен в воде (и даже под водой) – это было не столько тяжело, сколько необычно.

Светлана Дружинина: «Мы сейчас работаем в новом, дико интересном времени. Новый век принес новые имена и новые задачи. Но вы видите здесь потрясающего Харатьяна, он не уступает ни одному молодому актеру, потому что выполняет абсолютно все. Он может сидеть по две минуты под водой на двухметровой глубине! Такой же бодрый, мощный, оптимистичный». («СтарХит»)

Личная жизнь

Светлана Дружинина замужем за кинооператором Анатолием Мукасеем, с которым она познакомилась, когда училась на режиссера во ВГИКе, и вместе с которым работала над всеми своими кинопроектами, начиная с картины «Виват, гардемарины!». А в работе над завершающими лентами цикла о гардемаринах, «Гардемарины 1787. Мир» и «Гардемарины 1787. Война», участвует и их младший сын Михаил Мукасей, который пошел по стопам отца и тоже стал кинооператором.

Старший сын супругов, Анатолий Мукасей, погиб в 1978 году, упав с балкона. После трагической гибели Анатолия они взяли на воспитание его сына Даниила.

Светлана Дружинина: «Не думайте, что наши с ним отношения, которые длятся уже 64-й год, такие безоблачные. Мы с ним ссоримся. И разбегаемся по этажам на даче. Слава Богу, у нас два этажа». («7 дней»)

Позднее Михаил, женившись на двукратной чемпионке мира по волейболу Екатерине Гамовой, подарил родителям еще двоих внуков — Елизавету и Максима.

Светлана Дружинина: «Без надежды и веры жить невозможно. И я не люблю депрессивное кино». («7 дней»)

Фильмография (избранное)

  • Актриса
  • Зеленый огонек (1965)
  • Одиночество (1965)
  • Любимая (1965)
  • Какое оно, море? (1965)
  • Понедельник — день тяжелый (1964)
  • На семи ветрах (1962)
  • Девчата (1962)
  • Орлиный остров (1961)
  • Дело было в Пенькове (1958)
  • 1956 Песня табунщика (1957)
  • За витриной универмага (1956)
  • Доброе утро (1955)
  • Режиссер
  • Принцесса цирка (1982)
  • Солнце, снова солнце (1977)
08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Михаил Боярский признался, зачем Алла Пугачева наведывалась к нему в больницу 16:17, 05.10.2024
«Это полный бред!»: Александр Домогаров опроверг слухи о болезни 15:11, 08.04.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через