Светлана Светличная
- Актриса, Участница, Люди за кадром
- Дата и место рождения: 15 мая 1940 (84 года), Ленинакан (СССР)
- Семейное положение: Владимир Ивашов (вдова, 2 детей), Сергей Смирнов-Сокольский (в разводе, нет детей)
- Рост: 170
Ее коллеги по цеху
Светлана Светличная – советская и российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1974).
Биография и карьера
Светлана Светличная родилась 15 мая 1940 года в Ленинакане (ныне – Гюмри) – одном из крупнейших городов советской Армении, печально известным всему СССР катастрофическим по своим последствиям Спитакским землетрясением, случившемся в 1988 году.
Отец будущий «кинозвезды» был военным, поэтому семья вела «кочевую» жизнь. Так накануне Великой Отечественной войны (во время которой Афанасий Светличный служил в знаменитой военной контрразведке «Смерш») уроженец Малороссии и его домочадцы и оказались в армянском городе, окруженном величественными горными хребтами.
После возвращения мира семья вернулась на Украину. Там девочка пошла в школу, но заканчивала она ее уже в Калининградской области. Правда, вскоре отец оставил военную службу, и Светличные переехали в украинский Мелитополь, чтобы, наконец, зажить оседло.
Но долгожданный размеренный быт ожидал только родителей Светланы, поселившихся в Мелитополе на долгие годы, а ей самой предстояло новое путешествие. По совету матери, очевидно, объективно оценившей яркую внешность дочери, девушка отправилась в Москву, чтобы выучиться на актрису.
Ее сразу взяли во ВГИК, на курс к режиссеру Михаилу Ромму, «воспитавшему» на своих занятиях многих отечественных «звездных» киноактеров и особенно кинорежиссеров. Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Владимир Меньшов, Александр Митта и даже Андрей Тарковский – все это его ученики, добившиеся невероятных успехов в кинематографе (Никита Михалков и Владимир Меньшов даже получили за свои картины «Оскар», что в те годы казалось почти невероятным).
Трудно было сомневаться в том, что и миловидную студентку Ромма с бездонными голубыми глазами, Светличную, ждет большое будущее.
Ее кинодебют состоялся даже еще раньше, чем театральный (в Театр-студию киноактера, ныне именуемую Центром театра и кино под руководством Никиты Михалкова, она пришла в 1963 году), во время учебы во ВГИКе. В 1959 году только что окончивший режиссерский факультет того же вуза Михаил Калик предложил Светлане небольшую роль Наты в своем первом после получения диплома фильме «Колыбельная» о советском летчике, после войны отправившемся на поиски дочери. Драма была показана на Венецианском кинофестивале и, хотя не получила никаких наград, стала событием, на которое обратили внимание многие зарубежные критики. Один из них, француз Жорж Садуль, даже писал, что эта картина, демонстрировавшаяся на киносмотре почти тайно (во избежание проблем с советской властью), заслуживает участия в нем больше прочих.
Так о Светличной узнали в Италии, но ее успех на Родине еще был впереди. Хотя после «Колыбельной» вышло еще почти десяток фильмов с ее участием, и были среди них даже те, где она сыграла главную роль (например, «Стряпуха» Эдмонда Кеосаяна), прославила актрису на всю страну роль эпизодическая.
«Звездным часом» Светличной стало участие в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», вышедшей в 1969 году. В ней были задействованы популярнейшие актеры того времени – Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Юрий Никулин, Нонна Мордюкова, но даже в этой блестящей компании не заметить куда менее известную тогда Светлану Светличную было невозможно. Роковая блондинка Анна Сергеевна, смело обнажившаяся перед Семеном Семеновичем в исполнении Юрия Никулина в номере гостиницы «Атлантика», потрясла неискушенных советских кинозрителей до глубины души.
По признанию самой актрисы, на съемках она страшно переживала, что наблюдать за тем, как она будет раздеваться, сбежится весь «Мосфильм», в павильоне которого был воссоздан гостиничный номер. Ведь в те годы согласие актрисы прилюдно оголиться до такой степени могло быть воспринято даже не как стриптиз, а как порнография. К счастью, ажиотажа на съемочной площадке, благодаря принятым мерам, удалось избежать, да и затем Светличную мало, кто осуждал, – с нее брали пример. Конечно, не в смысле утраты всякого стыда.
Советские женщины стали массово перекрашиваться в блондинок (сама она, к слову, тоже сменила свой русый цвет на платиновый блонд под впечатлением от фотографии польской актрисы, похожей на Светличную по типажу), стали делать себе прически как у Анны Сергеевны, рисовать себе яркие «стрелки» как у Анны Сергеевны и одеваться как Анна Сергеевна. Модницы сбивались с ног, разыскивая по магазинам халатик с перламутровыми пуговицами…
Да что там влюбленные в нее зрители и очарованные ею зрительницы – в плену у своего персонажа оказалась и сама актриса. Еще несколько лет Светличная усердно изображала Анну Сергеевну в повседневной жизни, максимально переняв ее манеры и стиль. Уж очень ей хотелось соответствовать ожиданиям публики, долго и не подозревавшей, что свое культовое «Не виноватая я! Он сам пришел!» экранная красотка в зеленом бикини кричит голосом совсем другой актрисы – Зои Толбузиной.
За свою актерскую карьеру, завершившуюся в 2016 году, Светличная снялась в более чем четырех десятках фильмов, она работала с самыми прославленными режиссерами – Станиславом Говорухиным («Место встречи изменить нельзя»), Татьяной Лиозновой («Семнадцать мгновений весны», роль журналистки Габи Набель в котором была ее любимой), Георгием Данелия («Тридцать три»), Марленом Хуциевым («Мне двадцать лет»), Эмилем Лотяну («Анна Павлова») и даже с режиссером «Веселых ребят» Григорием Александровым (в его последнем игровом фильме «Скворец и Лира»), но, кажется, навсегда так и осталась в сознании массового зрителя той самой коварной соблазнительницей из «Бриллиантовой руки». И это, наверное, уже не изменить.
Личная жизнь
Еще в студенчестве Светлана Светличная неожиданно для самой себя «заочно» влюбилась в своего сокурсника Владимира Ивашова. Это произошло, когда она увидела его Алешу Скворцова в «Балладе о солдате» Григория Чухрая (дебютная роль актера). Этот кареглазый парень и раньше был ей симпатичен, но она старалась не «зацикливаться», а тут «прошибло».
В 1961 году молодые люди поженились, чтобы на долгие годы прослыть красивейшей парой советского кинематографа, о которой будут много говорить и снимут массу документальных фильмов (последний, под названием, «Светлана Светличная. Мой единственный и неповторимый» вышел 25 марта 2022 года на «Пятом канале» в рамках документального цикла «Они потрясли мир»).
В том же 1961 году году у них родился сын Алексей (вспомним Алешу Скворцова), а в 1972-м – его брат Олег.
В 1965 году они вместе снимались в «Герое нашего времени» Станислава Ростоцкого, а в 1968-м – в «Новых приключениях неуловимых» Эдмонда Коесаяна.
Со стороны их семейный союз казался красивой картинкой, но, как это чаще всего бывает, в реальности все было нет так. Достаточно сказать, что младший сын Светличной и Ивашова ушел из жизни, когда ему было всего 34 года. Да и самому Владимиру Ивашову достался короткий век – он умер в 56, перед этим вкусив все «прелести» разрухи «лихих девяностых», когда ему, «звезде» советского экрана, пришлось «вкалывать» грузчиком, строителем, разнорабочим – в общем, хвататься за любую возможность, чтобы заработать хоть какие-то деньги, что во многом и подорвало его здоровье.
Через три года после смерти супруга Светличная, которой в ту пору было под шестьдесят, решилась на второе замужество. Ее избранником стал бард и художник Сергей Смирнов-Сокольский (сегодня тоже уже покойный). Но если брак с Ивашовым, несмотря на все сложности, продлился больше тридцати лет, то со Смирновым-Сокольским она прожила меньше месяца.
Сын Светличной от первого брака, Алексей Ивашов, – человек далекий от богемной тусовки. Он работает зубным техником. У него есть дочь Мария (родилась в 1984 году), которая тоже гламурной жизни напоказ не захотела (видимо, ей с лихвой хватило недолгого участия в реалити-шоу «За стеклом») и стала стоматологом, и внук Владимир, получивший имя в честь прадедушки.
Фильмография (избранное)
- Беловодье. Тайна затерянной страны (2016)
- Девушка и смерть (2012)
- Похищение Богини (2009)
- Звезда Империи (2007)
- Дом у соленого озера (2004)
- Богиня: как я полюбила (2004)
- Дом на камне (1994)
- День гнева (1985)
- Анна Павлова (1983)
- Место встречи изменить нельзя (1979)
- Недопесок Наполеон III-й (1978)
- Ты – мне, я – тебе (1976)
- Скворец и Лира (1974)
- Семнадцать мгновений весны (1973)
- Папиросница (1969)
- Новые приключения неуловимых (1968)
- Любить… (1968)
- Бриллиантовая рука (1968)
- Тридцать три (1965)
- Стряпуха (1965)
- Герой нашего времени (1965)
- Юность (1963)
- Им покоряется небо (1963)
- Мне двадцать лет (1962)
- Колыбельная (1959)