Уильям Фридкин
William Friedkin- Режиссер, Актер озвучивания, Участник
- Дата и место рождения: 29 августа 1935 (87 лет), Чикаго (США)
- Дата смерти: 7 августа 2023
- Семейное положение: Жанна Моро (в разводе, нет детей), Лесли-Энн Даун (в разводе, 1 ребёнок), Келли Лэнг (в разводе, нет детей), Дженнифер Нэйрн-Смит (в разводе, 1 ребёнок), Шерри Лэнсинг (в браке, нет детей)
Его коллеги по цеху
- Уильям Фридкин (William Friedkin) — оскароносный американский режиссер, продюсер, сценарист и актер.
Биография и карьера
Уильям Фридкин родился 29 августа 1935 года в Чикаго (штат Иллинойс).
Его родители-евреи в 1903 году были вынуждены эмигрировать из Российской Империи в Новый свет из-за антисемитских погромов.
Отец — бывший моряк и экс-софтфутболист. Он продавал мужскую одежду и, если честно, дела у него шли не слишком хорошо. Работа приносила не больше 50 долларов в неделю, этого толком не хватало на нормальную жизнь. Он и умер в бедности, так и не добившись финансового успеха.
У мамы дела шли лучше. Она была операционной медсестрой, это давало ей стабильное трудоустройство и постоянный заработок.
Еще ребенком мальчик посмотрел «Гражданина Кейна» (Citizen Kane) и настолько впечатлился, что решил непременно стать кинематографистом. Так один киносеанс определил всю его дальнейшую судьбу.
Профессиональный путь его стартовал сразу же после школы. Тогда его взяли в телекомпанию WGN-TV. Из-под его руки выходили телешоу и прямые эфиры, а также документалки разного рода. Ему почти сразу же улыбнулась удача: интерес у публики и критиков вызвал «Народ против Пола Крампа» (The People vs. Paul Crump). Это история о темнокожем мужчине, который признался в убийстве после того, как его хорошенько избили. Ему грозила смертная казнь, но ее заменили на пожизненное заключение. Взгляд на это событие получил награду кинофестиваля в Сан-Франциско.
В 1965 он покинул родной город и перебрался в Лос-Анджелес, чтобы там, на голливудских холмах, выйти на новую ступень творчества. Ему удалось захватить окончание многосерийной ленты «Час Альфреда Хичкока» (The Alfred Hitchcock Hour), для которой он снял последнюю серию. Там же он познакомился и с самим Альфредом Хичкоком.
В 1967-м состоялся его игровой дебют — «Хорошие времена» (Good Times), в котором снимались Сонни («Лак для волос» (Hairspray)) и Шер («Бурлеск» (Burlesque)) (тоже, кстати, впервые). Подвели его пародийные элементы, из-за них отзывы были не слишком хорошие.
Далее последовали «Вечеринка в день рождения» (The Birthday Party), «Ночь, когда наехали на заведение Мински» (The Night They Raided Minsky’s) и «Оркестранты» (The Boys in the Band). Последний стал его пропуском в мир большого кино, благодаря нему его наконец-то заметили крупные продюсеры и сами принялись предлагать сотрудничество.
Пик его карьеры пришелся на начало семидесятых. В 1971-м он снял «Французского связного» (The French Connection) — детективный триллер с Джином Хэкменом («Супермен» (Superman)) о нью-йоркских детективах.
Картина оказалась настолько успешной, что была признана одной из гениальнейших в истории, а погоню на автомобиле за киллером теперь можно встретить во всех учебниках. Она во многом повлияла на развитие современных триллеров. Позже в интервью он рассказывал, что на эту идею его натолкнул коллега по цеху Говард Хоукс («Лицо со шрамом» (Scarface: The Shame Of The Nation)), который попросил отснять хорошую автопогоню, потому что все, что ему встречалось до этого, было посредственным.
Помимо прочего, фильм получил пять премий «Оскар», в том числе и за режиссуру. При этом он был одним из наиболее молодых кинорежиссеров, которые удостаивались этой кинонаграды.
Спустя всего два года, в 1973-м, он создал хоррор «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist), который даже спустя десятилетия считается самым страшным ужастиком из когда-либо снятых. Для своего времени он был той еще провокацией: одержимая двенадцатилетняя девочка, священники, Сатана — и все это в консервативной и во многом религиозной Америке.
Но это и привлекло зрителей: мировой прокат пополнил кошельки создателей на 402 миллиона долларов. Стоит отметить, что съемки обошлись всего-то в 12 млн. Даже «Крестного отца» (The Godfather) удалось победить в финансовом зачете, хотя раньше это казалось невозможным.
Кинокартина получила «Золотой глобус» за лучшую драму и десяток номинаций на «Оскар», хотя победил только в двух случаях: звуке и адаптированном сценарии.
Все эти достижения мгновенно выдвинули его в список ведущих кинорежиссеров Нового Голливуда, как, например, Фрэнсис Форд Коппола («Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня» (Apocalypse Now)).
Но вслед за взлетом последовал и провал. «Колдун» (Sorcerer) — это экзистенциальный триллер про четверых мужчин, которые соглашаются перевозить груз со взрывчаткой. Автор называл его самым личным и тяжелым. Но кинокритики и фанаты не оценили, и во всех отношениях фильм был разгромный.
Казалось бы, «Разыскивающий» (Cruising) с самим Аль Пачино («Запах женщины») должен реабилитировать неуспех, но нет — вышло только хуже. Ему даже сулили три «Золотые малины».
Так минули восьмидесятые, да и в девяностые он развлекался низкобюджетными кинолентами. Поставил эпизод «Баек из склепа» (Tales from the Crypt) — культового сериала-страшилки. И только в 1997-м он снова блеснул — с телефильмом «12 разгневанных мужчин» (12 Angry Men).
«Правила боя» (Rules of Engagement) тоже окупились, хотя ругали их долго и назвали расистскими из-за изображения арабов.
Потом он пропал аж на 7 лет. Вернулся в 2003-м с «Загнанным» (The Hunted) о поисках бывшим спецназовцем убийцы, но ответная реакция была негативная. Хотя даже исполнитель главной роли не подкачал — им был Томми Ли Джонс, звезда «Людей в черном» (Men in Black).
В 2006-м в Каннах презентовал «Глюки» (Bug) о том, как человек постепенно сходит с ума из-за паранойи. Годом позже он попал в каст создателей «C.S.I.: Место преступления» (CSI: Crime Scene Investigation). Правда, ровно на один телеэпизод.
Его возвращением на Олимп принято считать «Киллера Джо» (Killer Joe) 2011 года — черной комедии с Мэттью МакКонахи («Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club)) и Эмилем Хиршем («Однажды в Голливуде» (Once Upon a Time in Hollywood)), номинированной на «Золотого льва» Венецианского международного кинофестиваля и получившей две премии «Сатурн».
В 2019-м вернулся к любимой теме — экзорцизму — в «Дьявол и отец Аморт» (The Devil and Father Amorth). В нем рассказывается о девятой попытке изгнать злых духов из жительницы деревни Венафро по имени Кристина.
Несмотря на почтенный возраст, спустя несколько лет Фридкин взялся за еще один масштабный кинопроект – военную драму под рабочим названием «Военный трибунал по делу о мятеже на “Кейне”» (The Caine Mutiny Court-Martial). Картина – экранизация одноименной пьесы современного американского писателя Германа Вука, ставшей результатом творческой переработки его собственного романа «Восстание на “Кейне”». Последний был написан Вуком на основании своих воспоминаний о службе в ВМФ США во время Второй мировой войны и в 1952 году удостоен Пулитцеровской премии.
Сценарий к фильму – дело рук самого Вука, но только Фридкин решил перенести события в 2020-е годы. Возможно, автор об этом уже не узнал – он умер в 2019 году.
Съемки ленты с Кифером Сазерлендом в главной роли капитана корабля-миноносца должны были начаться в январе 2023 года, и, судя по всему, не только начались, но и успели завершиться, так как фильм Фридкина анонсирован к показу на ближайшем киносмотре в Венеции, который откроется 30 августа 2023 года.
Сам режиссер, однако, до премьеры не дожил. За три недели до нее, 7 августа, его жена, актриса и продюсер Шерри Лэнсинг, сообщила о его кончине. Он умер в Лос-Анджелесе на 88 году жизни.
Личная жизнь
Впервые женился в 1977-м, его избранницей была Жанна Моро («Вальсирующие» (Les Valseuses)). Они провели вместе два года, потом развелись.
С 1982-го по 1985-й он был связан узами брака с Лесли-Энн Даун («Любовь и тайны Сансет бич» (Sunset Beach)), которая родила ему сына Джека, а в 1987–1990 годах — с журналисткой Келли Лэнг.
Еще одного мальчика, Седрика, ему подарила австралийка Дженнифер Нэйрн-Смит, но официально отношения они не оформляли.
В 1991-м сошелся с Шерри Лэнсинг — продюсером и экс-главой Paramount Pictures, которая помогала распространять «Титаник» (Titanic) и «Форрест Гамп» (Forrest Gump). Она стала четвертой и последней женой режиссера.
Интересные факты
Среди своих любимых фильмов Уильям Фридкин называл «Поющих под дождем» (Singin' in the Rain), «Космическую одиссею 2001» (2001: A Space Odyssey), «Американца в Париже» (An American in Paris).
Фильмография (избранное)
- Режиссер
- Военный трибунал по делу о мятеже на “Кейне” (2023)
- Дьявол и отец Аморт (2019)
- Киллер Джо (2011)
- Глюки (2006)
- Загнанный (2003)
- C.S.I.: Место преступления (2000)
- Правила боя (2000)
- 12 разгневанных мужчин (1997)
- Азартная игра (1994)
- Мятежное шоссе (1994)
- Страж (1990)
- Байки из склепа (1989)
- Спецназ «К.Э.Т.» 2: Бросая вызов опасности (1988)
- Неистовство (1987)
- Спецназ «К.Э.Т.» (1986)
- Жить и умереть в Лос-Анджелесе (1985)
- Сумеречная зона (1985)
- Сделка века (1983)
- Разыскивающий (1980)
- Ограбление Бринкса (1978)
- Колдун (1977)
- Изгоняющий дьявола (1973)
- Французский связной (1971)
- Оркестранты (1970)
- Ночь, когда наехали на заведение Мински (1968)
- Вечеринка в день рождения (1968)
- Хорошие времена (1967)
- Час Альфреда Хичкока (1962)
- Актер
- Порочная страсть (2012)
- Справедливые факты (2004)
- В ночь с… (2002)
- Без предела (1998)