Читайте нас в Telegram
Реклама

Валентин Смирнитский – советский и российский актер, народный артист России (2005).

Биография и карьера

Валентин Смирнитский родился 10 июня 1944 года в Москве, в кинематографической семье.

Его отец, Георгий Смирнитский, сценарист по образованию (выпускник литературного факультета МГУ им. М. В. Ломоносова), сначала работал редактором на «Мосфильме», а с 1936 года – почти 30 лет на Центральной студии кинохроники, в 1944-м переименованной в Центральную студию документальных фильмов.

НОВОСТЬ

Мать, Елена Смирнитская, занималась кинопрокатом.

Семья жила в огромной коммуналке в центре Москвы, где из десяти комнат занимала две: в одной жил Валя с родителями, в другой – бабушка с дедушкой. Последнему (все остальные работали) и приходилось воспитывать внука.

Валентин Смирнитский: «Дома висел репродуктор – такое черное ухо, – который передавал детские сказки, радио­спектакли и концерты классической музыки – на этом я и воспитывался. И еще на книгах Марка Твена, Жюля Верна и Александра Дюма…» («7 дней»)

Несмотря на то, что разговоры о кино сопровождали мальчика с самого детства, искусством (как и учебой) он поначалу совершенно не интересовался. Куда интереснее ему было проводить время с друзьями во дворе и в итоге дошло до того, что в девятом классе его исключили из школы за очередную драку – доучиваться пришлось в вечерней.

Валентин Смирнитский: «Мы воспитывались улицей, свои университеты прошли в арбатских дворах в стычках с местной шпаной и прочих “развлечениях” послевоенной московской жизни». («7 дней»)

Интерес к актерской профессии стал просыпаться у Валентина, когда он начал посещать школьный драмкружок, на смену которому затем пришла театральная студия. Там он и надумал поступать в Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина.

Валентин Смирнитский: «Там вместе со мной занимались Сережа Шакуров и Вася Бочкарев — теперь уже народные артисты. Вот тогда у меня и появились мысли о поступлении в театральный институт». («7 дней»)

И, ко всеобщему удивлению, взял и поступил.

Валентин Смирнитский: «Студентки в то время в институте были очень красивые, на соседних курсах учились Маша Вертинская, Валя Малявина, Инна Гулая, а с нами – Света Савелова». («7 дней»)

После Щуки Валентин был принят в Театр им. Ленинского комсомола (ныне – «Ленком Марка Захарова»), как раз тогда возрождавшийся усилиями Анатолия Эфроса, где дебютировал в 1966 году в роли Константина Треплева в чеховской «Чайке». Это было первое обращение Эфроса к классике, но эта же самая постановка стала и «началом конца» его карьеры в театре. В его интерпретации Треплев вдруг превратился в главного героя, оттеснив всех прочих, включая Нину Заречную, на второй план. К тому же режиссер «наградил» героев чертами, которых не заметили, например, авторы «образцовой» версии – Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, первыми поставившие «Чайку» в 1896 году.

Трактовка классической пьесы очень не понравилась критикам, на Эфроса обрушился шквал негодования и в результате в 1967-м его «сослали» в Московский драматический театр (ныне – Театр на Малой Бронной), куда за ним ушли и некоторые артисты, включая Смирнитского.

В этом театре актер работал до 1985 года (до 1984-го вместе с Эфросом), после чего несколько лет играл в театре «Детектив» Василия Ливанова, затем – в Театре Луны Сергея Проханова, а в начале 2000-х отправился в «свободное плавание» и с тех пор выходит на сцену исключительно в антрепризе. Сейчас Валентина Георгиевича можно видеть в таких постановках, как «Свободная любовь», «Хочу купить вашего мужа», «Слухи» и др.

Кинодебют Смирнитского состоялся еще во время учебы в Щуке – в 1964 году он появился в эпизоде культовой ленты Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», где главные роли сыграли студенты того же института – Никита Михалков и Евгений Стеблов.

Свою первую главную роль – молодого музыканта, влюбленного в глухонемую девушку – актер сыграл год спустя: в короткометражке «Двое», завоевавшей на Московском международном кинофестивале, где она была впервые представлена, приз Международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ и другие награды. Режиссеру Михаилу Богину были нужны не успевшие примелькаться лица, поэтому на вторую ключевую позицию он взял также только начавшую сниматься Викторию Федорову.

Валентин Смирнитский: «Фильм снимался фактически для внутреннего пользования, но получился удачным и вызвал такой интерес, что в 1965 году на ММКФ был представлен в конкурсе программы короткометражных фильмов – случай исключительный! В своей категории “Двое” собрали почти все основные награды, включая главный золотой приз и не менее почетный приз прессы. Помню, чтобы подняться на сцену и получить призы вместе с Викой Федоровой и режиссером картины Мишей Богиным, мне пришлось одолжить у кого-то из приятелей пиджак». («7 дней»)

После ММКФ Смирнитскому повезло представлять ленту на Днях советской культуры в Бельгии, где его поселили вместе с Эльдаром Рязановым, который привез туда «Берегись автомобиля». Одним из ярких воспоминаний актера о той поездке было то, что в номере частного отеля (как потом оказалось, расположенного в квартале «красных фонарей») была одна двуспальная кровать на двоих.

Валентин Смирнитский: «Нам выдали “памятку”, а на самом деле – толстую книжку, полностью посвященную тому, чего советскому человеку нельзя делать за границей. По инструкции не разрешалось ничего. И вот при этом в Брюсселе нас с Рязановым селят в секс-квартале, да еще и на одной кровати. Мы с ним смеялись по этому поводу…» («7 дней»)

Массовому зрителю Смирнитский стал известен по главным ролям в комедиях «Королевская регата» Юрия Чулюкина, «Семь стариков и одна девушка» Евгения Карелова, «Удар! Еще удар!» Виктора Садовского. Позднее он появился в мини-сериалах «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова, «Щит и меч» Владимира Басова и др., но самой звездной ролью артиста стал Портос в культовой экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетера». Трехсерийная картина Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д`Артаньян и три мушкетера», вышедшая на экраны в 1979 году, имела огромный успех и сегодня считается одним из лучших образцов советского кинематографа.

Валентин Смирнитский: «Я сам понять не могу, почему меня взяли. Просто однажды раздался звонок: “Это Георгий Юнгвальд-Хилькевич, мы с тобой как-то познакомились в компании у Вики Федоровой. Помнишь?” Я, конечно, не помнил – с кем только я не знакомился! Но ответил: “Да, конечно!” А он продолжает: “Я сейчас готовлюсь к съемкам “Трех мушкетеров”. Давай, приезжай в Одессу на пробы». Говорю: “Я бы с удовольствием, но у меня нога сломана”. Я тогда сидел на бюллетене дома с переломом. Но Хилькевича это не остановило: “А при чем здесь нога? Я тебя по пояс сниму. Мне твои ноги и не нужны. Ты сможешь доползти до самолета?” Был февраль, в Москве холодно, дома скучно. Думаю: а почему бы не слетать в Одессу?» («7 дней»)

Неснижающийся с годами интерес к фильму доказал: Смирнитский оказался идеальным Портосом (представить себе другого уже невозможно), но мало, кто знает, что к моменту начала съемок актер не обладал нужными габаритами и, пока он набирал вес, съемочной группе приходилось выкручиваться при помощи всевозможных накладок.

Валентин Смирнитский: «Для меня было полной неожиданностью, что мне предложили роль Портоса. “Мушкетерами”-то я в детстве зачитывался, но никак не представлял себя в этой роли. Я ведь не был полным человеком. Когда меня утвердили и начались съемки, мне под костюм поддевали поролоновые “толщинки”, чтобы мой герой приобрел должный объем. Во всем этом я прел на июльской жаре, да еще и приходилось скакать с тяжелым оружием на лошади. В отличие от моих друзей, я не мог раздеться даже во время перерыва…» («7 дней»)

В 1990 годы Юнгвальд-Хилькевич снял два продолжения с участием Смирнитского – «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя», а в 2009-м – заключительную часть, «Возвращение мушкетеров». К сожалению, каждый новый фильм оценивался зрителями хуже предыдущего (на «Кинопоиске» у последнего сегодня нет и трех баллов).

После провала «Возвращения мушкетеров» и последовавшей затем смерти исполнителя роли Арамиса, Игоря Старыгина, тема была закрыта (а в 2015-м не стало и самого Георгия Юнгвальд-Хилькевича).

Портос стал своего рода визитной карточкой Смирнитского, но в его фильмографии есть и другие ставшие классикой советские фильмы: «Однажды двадцать лет спустя», «Отцы и деды», «Визит к Минотавру» и др.

С началом нового тысячелетия актер часто снимается в сериалах. Среди них, например, «Пан или пропал», «Красная капелла», «Мастер и Маргарита», «Мой личный враг», «Умножающий печаль», «Охотник», «Последняя встреча», «Земский доктор», «Каменская», «Мама-детектив», «Петля Нестерова», «Больше чем любовь» и т. д. Кроме того, его можно было видеть в таких полнометражных лентах, как «Легенда № 17» и «Казнь», а также в двух фильмах (пятом и шестом) популярного исторического цикла Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII».

Среди свежих работ Смирнитского – вышедшие в 2023 году сериалы «Абрек», «Счастье не за горами» и «Жених из хорошей семьи» (где у него была одна из ключевых ролей).

На очереди у артиста еще целый ряд проектов. В их числе – полнометражная комедия «День отца» (где также обещают и «Д’Артаньяна» – Михаила Боярского) и несколько сериалов: «Высшая мера», «Загляни ему в голову» и «Курьеры».

Последний, который снимает Илья Максимов (процесс стартовал в ноябре 2023-го в Туле), – трагикомичная история о 20-летнем москвиче, мечтающем стать режиссером, но ради исполнения своей мечты вынужденном работать курьером. В главной роли – Владислав Тирон из «Триггера».

Как отмечается, это будет первый в России проект, посвященный работникам служб доставки. Очевидно, что создатели пытаются оседлать тренд – «профессия» сейчас на пике популярности и иной раз оплачивается куда лучше, чем труд педагога или врача. С тех пор, как еще во времена СССР (в 1987 году) вышел «Курьер» Карена Шахназаров, ситуация сильно изменилась.

Личная жизнь

Валентин Смирнитский долгое время слыл в творческой среде донжуаном. Сейчас он женат в четвертый раз.

Первый юношеский брак с актрисой Людмилой Пашковой продлился всего два года. Молодые и амбициозные актеры быстро расстались, поняв, что не готовы к созданию настоящей семьи.

В 1974 году Валентин женился во второй раз. Его избранницей стала переводчица Ирина Коваленко. В этом браке у Смирнитского появился его единственный сын Иван, судьба которого, увы, сложилась трагически. В 17 лет он начал принимать наркотики и в двадцать шесть погиб от передозировки. В 2017 году в программе «Секрет на миллион» на НТВ актер признался Лере Кудрявцевой, что до сих пор считает себя виноватым в гибели сына, с матерью которого разошелся через несколько лет после его рождения.

Третьей супругой Смирнитского была экономист Елена Шапорина.

С 2004 года Валентин Георгиевич женат на Лидии Рябцевой, с которой познакомился в Театре Луны, где она работала заместителем директора и занималась организацией гастролей (ушла оттуда вместе с мужем в 2004-м). Сейчас она помогает мужу в поездках.

Валентин Смирнитский: «Оказалось, что я был ее любимым актером, а Портос – любимым героем. Лида мне тоже сразу понравилась. Поженились мы спустя четыре года совместной жизни». («7 дней»)

По словам артиста, только в четвертом браке он, наконец, обрел душевный покой. Лидию и ее дочерей от первого брака актер называет своей семьей.

Валентин Смирнитский: «Лида — умная женщина, и ее мнение очень важно для меня, да и решения мы принимаем в основном вместе. Одна голова хорошо, а две лучше, тем более что у этих двух голов общие интересы. И что немаловажно, я чувствую, что она моя опора. Как и положено в нормальной семье».

Фильмография (избранное)

  • Папины дочки-11 (2009)
  • Жизнь, которой не было (2008)
  • Две сестры (2008)
  • Неуловимая четверка (2007)
  • Путейцы (2007)
  • Чего хочет женщина (2006)
  • Расплата за грехи (2006)
  • Охотник (2006)
  • Бешеные деньги (2006)
  • У.Е. (2006)
  • Неверность (2006)
  • Городской романс (2006)
  • Сумасшедший день (2005)
  • Мошенники (2005)
  • Умножающий печаль (2005)
  • Звезда эпохи (2005)
  • Мой личный враг (2005)
  • Мастер и Маргарита (2005)
  • Я тебя люблю (2004)
  • Исцеление любовью (2004)
  • Красная капелла (2004)
  • Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII. Фильм 6. Смерть юного императора (2003)
  • Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII. Фильм 5. Вторая невеста императора (2003)
  • Пан или пропал (2003)
  • Дружная семейка (2003–2005)
  • Вокзал (2003)
  • Оперативный псевдоним (2003)
  • Театральный роман (2003)
  • Невеста по почте (2003)
  • Светские хроники (2002)
  • Провинциалы (2002)
  • Дронго (2002)
  • Курортный роман (2001)
  • Бледнолицый лжец (2001)
  • Все, что ты любишь (2001)
  • Любовь зла… (1999)
  • Дон Кихот возвращается (1997)
  • Аферы, музыка, любовь… (1997)
  • Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя (1993)
  • Дети чугунных богов (1993)
  • Мушкетеры 20 лет спустя (1992)
  • Щен из созвездия «Гончих псов» (1991)
  • Вербовщик (1991)
  • Система «Ниппель» (1990)
  • Ловушка для одинокого мужчины (1990)
  • Последняя осень (1990)
  • Визит дамы (1989)
  • Я в полном порядке (1989)
  • Вход в лабиринт (1989)
  • Вам что, наша власть не нравится? (1988)
  • Аэлита, не приставай к мужчинам (1988)
  • Происшествие в Утиноозерске (1988)
  • Артистка из Грибова (1988)
  • Радости земные (1988)
  • Разорванный круг (1987)
  • Кувырок через голову (1987)
  • Визит к Минотавру(1987)
  • Поражение (1987)
  • Тихое следствие (1986)
  • Лиха беда начало (1985)
  • Искренне ваш… (1985)
  • Третий в пятом ряду (1984)
  • Предел возможного (1984)
  • Прохиндиада, или Бег на месте (1984)
  • Медный ангел (1984)
  • Шурочка (1983)
  • Отцы и деды (1982)
  • Куда он денется! (1981)
  • Личная жизнь директора (1981)
  • Однажды двадцать лет спустя (1980)
  • Д`Артаньян и три мушкетера (1979)
  • Преждевременный человек (1972)
  • Что делать? (1971)
  • Следствие ведут знатоки: Повинную голову (1971)
  • Дорога на Рюбецаль (1971)
  • Денискины рассказы (1970)
  • Спокойный день в конце войны (1970)
  • Адъютант его превосходительства (1969)
  • Семь стариков и одна девушка 1968)
  • Щит и меч (1968)
  • Удар! Еще удар! (1968)
  • Королевская регата (1966)
  • Последний месяц осени (1965)
  • Двое (1965)
08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



«Время тебя не пощадило»: Михаил Боярский обратился к Валентину Смирнитскому 17:50, 28.06.2024
«Из ряда вон выходящее»: Валентин Смирнитский признался, как попал в фильм «Д`Артаньян и три мушкетера» 18:36, 15.06.2024

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через