Владимир Василев
- Танцор, Люди за кадром
- Дата и место рождения: 8 февраля 1931 (86 лет), Москва (СССР)
- Дата смерти: 24 августа 2017
- Семейное положение: Наталия Касаткина (в браке, 1 ребёнок)
Его коллеги по цеху
Владимир Василев – советский и российский балетмейстер и артист балета, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), народный артист России (1995), муж Наталии Касаткиной.
Биография и карьера
Владимир Василев (урожденный Старошкловский) родился 8 февраля 1931 года в Москве, в семье врачей.
Так, его мать, Евгения Константиновна, много лет заведовала физиотерапевтическим отделением 2-го Московского медицинского института (ныне – Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова), а отец, Юда Моисеевич, в годы Великой Отечественной войны руководил целым военным госпиталем. Известным доктором была и родная сестра отца, Роза Старошкловская, преподававшая на кафедре общей хирургии 1-го Московского медицинского института (ныне – Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова), – автор множества трудов в области сосудистой хирургии и далекой от медицины детской книжки «Из жизни Раисы», где она рассказала о своем детстве и юности.
Владимир, однако, продолжателем династии не стал и предпочел медицине балет. Когда в 1943 году семья вернулась из эвакуации в Москву, он поступил в Московское хореографическое училище при Большом театре (класс Асафа Мессерера) и очень скоро стал востребован в различных постановках, шедших на сцене филиала ГАБТа.
Видя успехи сына, родители настояли на том, чтобы у него было еще и актерское образование – теперь в ГИТИСе. Диплом актера Владимир получил в 1953 году – уже когда танцевал в Большом театре. На эту легендарную сцену он выходил в течение 20 лет (до 1970 года), успев исполнить около двух десятков партий (например, Бенволио в «Ромео и Джульетте»). В качестве творческого псевдонима, фигурировавшего в театральной афише, артист взял более благозвучную девичью фамилию матери (до замужества она была Василевой).
С течением времени Владимир стал задумываться о том, чтобы не воплощать на сцене чужие задумки (тем более, что век балеруна довольно короток), а реализовывать свои. Начал с постановки концертных номеров для коллег по ГАБТу, а затем ставил уже целые балеты, какое-то время совмещая обязанности балеруна и балетмейстера, пока полностью не переключился на функции постановщика.
Правда, через много лет после завершения карьеры танцора, Владимир Юдович снова – неожиданно не только для зрителей, но и для самого себя – вышел на сцену. Это случилось в 2008-м, во время гастролей в Италии. Заболел артист, который должен был исполнять роль герцога в «Ромео и Джульетте». Балетмейстеру, не выходившему на сцену в качестве артиста целых 40 лет, пришлось срочно спасать положение.
Большую в советские годы известность получил творческий тандем Василева с его супругой, балериной Наталией Касаткиной (которая в 2008-м исполнила в «Ромео и Джульетте» роль преданного пажа герцога). Вместе они поставили большое количество балетов, первым из которых стал «Ванина Ванини» в 1962 году (на музыку Николая Каретникова, у которого Василев учился на курсе молодых сочинителей при Союзе композиторов СССР).
Позднее были «Героическая поэма», «Весна священная», «Тристан и Изольда», «Наш двор» и др., а всего они поставили больше 20 балетов и три оперы, некоторые из которых были экранизированы (например, по «Сотворению мира» в 1983 году был снят телебалет «Адам и Ева», а в 1985-м советское телевидение показало телебалет «Синие розы для балерины»).
С жившим в эмиграции композитором Игорем Стравинским, автором «Весны священной», супругам довелось познакомиться лично – во время американских гастролей.
Правда, вскоре из-за той же «Весны священной», поставленной в ГАБТе в 1965 году во время хрущевской «оттепели» и получившей большую известность за рубежом (тогда это не приветствовалось), министр культуры СССР Екатерина Фурцева на шесть лет «отлучила» Василева и Касаткину от советского театра.
На сцену они вернулись в 1971 году с балетом «Сотворение мира», который был поставлен в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова (как тогда называлась легендарная Мариинка). Эта постановка принесла супружескому тандему всесоюзную славу балетмейстеров-новаторов.
Когда после скоропостижной смерти Екатерины Фурцевой «опала» окончательно закончилась, супругам передали Хореографический концертный ансамбль «Молодой балет», организованный в 1966 году Игорем Моисеевым. Последний руководил своим «детищем» до 1970 года, после чего ансамбль получил нового худрука и новое название – «Классический балет». Когда в 1977 году в Минкультуры СССР коллектив решили расформировать, Моисеев посоветовал отдать его Василеву и Касаткиной, что и было сделано. Он стал художественным руководителем, она – главным балетмейстером.
Государственным концертным ансамблем СССР «Московский классический балет», в 1986-м переименованным в Московский государственный театр балета СССР, а в 1992-м – в Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева (его закулисье можно было увидеть в 2015 году в документальном реалити-шоу «Русский балет» на телеканале «Ю»), супруги руководили до конца своих дней, «вырастив» целую плеяду звезд балета мирового уровня.
Первым из театра и из жизни ушел Владимир Юдович – его не стало 24 августа 2017 года, в возрасте 86 лет. Его жена продолжала их общее дело еще семь лет.
Она умерла 13 марта 2024-го, всего нескольких месяцев не дожив до своего 90-летия, премьеры нового балета «Пушкин» и всего через несколько дней после своего творческого вечера на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.
Личная жизнь
Владимир Василев и Наталия Касаткина познакомились в Большом театре, где оба начинали как танцоры. Они поженились в 1950-е и прожили вместе больше 60 лет.
Их сын, Иван Василев (родился в 1960-м), много лет помогал родителям в работе. Сейчас он является директором их театра.
Фильмография (избранное)
- Режиссер
- Синие розы для балерины (1985)
- Адам и Ева (1983)