Читайте нас в Telegram
Реклама

Владимир Заманский – советский и российский актер, народный артист РСФСР (1989).

Биография и карьера

НОВОСТЬ
Голливудские звезды сыграли одну из самых ярких пар в мелодрамах.

Владимир (урожденный Владлен) Заманский родился 6 февраля 1926 года в Кременчуге (ныне – территория Украины).

Отец из жизни мальчика исчез вскоре после его рождения, а мать, воспитывавшая сына в одиночку, погибла в самом начале Великой Отечественной войны, как только в сентябре 1941 года в город вошли немцы. Осиротевшего мальчугана забрала к себе ее сестра, которая успела вывезти его в эвакуацию в Узбекистан. Оттуда он в 1944 году отправился добровольцем на фронт – мстить за маму.

Владимир Заманский: «Отец коммунист, мать коммунистка, и я – Владлен. Я перестал быть Владленом, только когда крестился». («Радонеж»)

В качестве радиста участвовал в боях под Оршей (ныне – территория Белоруссии), был тяжело ранен в голову (и несмотря на ранение, сумел спасти из загоревшейся самоходки раненого командира), лечился и, вернувшись в строй, не покидал его уже до конца войны. В 1945 году был награжден медалью «За отвагу» (а позднее, по случаю 40-летия Победы, еще и орденом Отечественной войны II степени).

Владимир Заманский: «Я же был коммунист с головы до ног! Идея коммунизма брала, поглощала нас, наше поколение. Но воевало оно хорошо, это правда, потому что идея коммунизма переплелась с идеей патриотизма». («Радонеж»)

Когда в 1945 году война наконец закончилась, продолжил армейскую службу в подразделении, дислоцированном на территории Польши. Но в 1950 году вместе с несколькими своими сослуживцами попал под трибунал и был осужден на девять лет лагерей за избиение старшего по званию. Освободился через четыре (успев принять участие во многих советских стройках, в том числе в строительстве в Москве главного здания МГУ им. М. В. Ломоносова) – по амнистии в связи со смертью Иосифа Сталина и уже совсем с другими мыслями: стать актером.

Студентом Школы-студии МХАТ Заманский стал, когда ему было уже 28 лет. Когда окончил, «перевалило» за тридцать, но это не помешало ему сразу после получения диплома устроиться в «Современник», который был создан всего за пару лет до этого, но уже успел заслужить славу одного из лучших московских театров. На его сцену актер выходил в течение восьми лет, затем ушел в Театр-студию киноактера (ныне – Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова), а с 1980 года – в «свободное плавание».

Кинодебют Заманского состоялся в 1960 году – в драме Михаила Калика «Колыбельная» о вернувшемся с войны летчике, отправившемся на поиски своей дочери, ему досталась небольшая роль директора детского дома. То ли в этом фильме, то ли на сцене «Современника» на Владимира обратил внимание Андрей Тарковский – в ту пору еще никому не известный студент ВГИКа. Вместе со своим товарищем Андреем Кончаловским он готовился к съемкам своей дипломной короткометражки «Каток и скрипка» и предложил в ней Заманскому (обладавшему, по мнению Тарковского, «огромной нежностью мужской и необычайной внутренней глубиной») одну из главных ролей – водителя дорожного катка, подружившегося с семилетним учеником музыкальной школы.

Институтские педагоги оценили 45-минутную картину на «отлично», а широкой публике она впервые была представлена в 1961 году на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке, где получила первую премию.

Но по какой-то причине долговременный творческий союз у Тарковского и Заманского не сложился, хотя некоторых других актеров (например, Николая Гринько) он привлекал к работе неоднократно. О Заманском же вспомнил потом лишь дважды, да и то с пустяковыми просьбами – попросив озвучить Донатаса Баниониса в «Солярисе» и не появляющегося в кадре персонажа в «Сталкере».

Зато артиста заметили другие режиссеры. В их числе – Станислав Ростоцкий («На семи ветрах»), Владимир Каплуновский («Любушка»), Борис Волчек («Сотрудник ЧК»), Гавриил Егиазаров и Олег Ефремов («Строится мост»), Юрий Егоров («Не самый удачный день»). У Григория Аронова («Пока жив человек»), Владимира Довганя («Трое суток после бессмертия»), Анатолия Бобровского («Человек без паспорта»), Леонида Марягина («Вылет задерживается») и других кинорежиссеров Заманский сыграл ключевые роли.

Потом были такие легендарные картины, как «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, «Вечный зов» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, «Освобождение: Направление главного удара» Юрия Озерова, «Два капитана» Евгения Карелова и др., но многим зрителям актер запомнился, прежде всего, по дебютной драме Алексея Германа «Проверка на дорогах» (в основе сценария – повесть его отца, Юрия Германа). Роль раскаявшегося коллаборациониста, готового пожертвовать собой ради искупления вины, некоторые критики до сих пор называют главной в творческой биографии Заманского.

Владимир Заманский: «Эта вещь, в сущности, о смысле покаяния: о том, что за содеянное нами можно только покаянием оправдаться. А в той ситуации войны – жизнью». («Радонеж»)

У этого фильма была сложная судьба. Снятый в начале 1970-х, он долгое время не выпускался в прокат и пролежал на полке целых 15 лет. Картину обвинили в «дегероизации народного сопротивления» врагу, а режиссера – в незнании «реалий партизанской жизни». Как объяснял потом Алексей Герман, киноначальству очевидно не понравилась показанная в картине жалость к людям, побывавшим в немецком плену (у советской власти к ним было, мягко говоря, настороженное отношение).

Зато, когда лента, наконец, вышла на экраны (случилось это с началом «перестройки»), то получила не только долгожданное зрительское признание, но и целый ряд кинопремий. А в 1988 году ее создатели, в числе которых оказался и Заманский, были удостоены Государственной премии СССР. В том же году (и, вероятно, по той же причине) 62-летнему актеру было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Но его самого успех, премии и звания уже интересовали все меньше и меньше. Еще, словно бы по инерции, снимаясь в кино, Заманский потихоньку стал отходить от привычных дел. В 1990 году он снялся в драме Хусейна Эркенова «Сто дней до приказа» (запомнившейся неискушенному советскому зрителю разве что обнаженной Еленой Кондулайнен), а в следующий (и уже последний) раз появился на большом экране лишь семь лет спустя – в «Ботаническом саду» Владимира Гостюхина.

Владимир Заманский: «От судьбы не уйдешь, как говорится. И это надо было пройти. Но сейчас у меня отношение к актерской деятельности, как вы правильно заметили, весьма скептическое». («Радонеж»)

Скорее всего, уже тогда артист принял окончательное решение уйти из кино, уехать из Москвы и, продав квартиру в центре столицы, поселиться близ Мурома в небольшом деревянном домике с видом на величавую Оку и старинную церковь, которую он регулярно посещает. С тех пор все выходы «в свет» у Владимира Петровича стали ограничиваться поездками в расположенный неподалеку Воскресенский монастырь и участием в православных проектах.

Владимир Заманский: «Путь к Богу у каждого свой. И всегда очень непростой, очень-очень трудный». («Радонеж»)

Так, в 2004 году он участвовал в съемках документального сериала «Земное и Небесное», посвященного тысячелетней истории Русской православной церкви, в котором также были задействованы Алексей Петренко, Станислав Любшин, Федор Бондарчук, Владимир Ильин и другие известные актеры. Заманского можно было видеть в третьей серии, рассказывающей о русском монашестве и, в частности, о «всея Руси чудотворце» игумене Сергии Радонежском, основавшем несколько монастырей и в том числе знаменитую Троице-Сергиеву Лавру. А на православной радиостанции «Радонеж» можно было слышать голос актера, читающего духовную литературу.

И еще, пока позволяло здоровье, он никогда не пропускал городских мероприятий по случаю Дня Победы – этот день всегда оставался для него святым.

Личная жизнь

В 1962 году Владимир Заманский женился на своей коллеге – актрисе «Современника» Наталья Климовой, массовому зрителю известной, прежде всего, по культовой киносказке Геннадия Казанского «Снежная королева», в которой она как раз и исполнила роль прекрасной, но бесчувственной владычицы зимы.

Именно жена, тоже пережившая на своем веку немало испытаний (включая тяжелую форму туберкулеза), и привела актера в церковь. В 1981 году они обвенчались, а в 1998-м 72-летний Заманский и 60-летняя Климова уехали подальше от мирской суеты. В Муроме они счастливо живут уже почти четверть века.

Ирина Климова: «Да Володя бы и без меня воцерковился! Это было заложено в нем с самого начала. Во многом он пришел к вере через русскую литературу, которую любит и очень хорошо знает. Мне вообще кажется, что потребность веры заложена в каждом русском человеке. История России – это такая духовная школа. Здесь хороший человек всегда пойдет своим путем, каким бы трудным он ни был». («Радонеж»)

В 2021 году, вскоре после того, как Владимир Петрович отпраздновал 95-летний юбилей, супруги дали радио «Радонеж» интервью, в котором рассказали о своем пути к вере.

Ирина Климова: «Бог зовет к Себе всех. Одинаково. Почему один откликается, а другой нет? Почему?.. Это тайна. Я тоже не знаю, как пришла к вере… Это просто чудо». («Радонеж»)

  • Фильмография (избранное)

  • Колыбельная (1960)
  • Каток и скрипка (1961)
  • В трудный час (1961)
  • Любушка (1961)
  • Грешница (1962)
  • На семи ветрах (1962)
  • Трое суток после бессмертия (1963)
  • Сотрудник ЧК (1964)
  • Пока жив человек (1965)
  • Строится мост (1966)
  • Человек без паспорта (1966)
  • Прощай (1966)
  • Не самый удачный день (1967)
  • Исход (1968)
  • Случай из следственной практики (1968)
  • Карантин (1968)
  • Ищите и найдете (1970)
  • Проводы белых ночей (1970)
  • Освобождение: Направление главного удара (1971)
  • Миссия в Кабуле (1971)
  • Бег (1971)
  • Инспектор уголовного розыска (1971)
  • Антрацит (1972)
  • Точка, точка, запятая… (1972)
  • Здесь наш дом (1974)
  • Вылет задерживается (1974)
  • Кыш и Двапортфеля (1974)
  • Небо со мной (1975)
  • День приема по личным вопросам (1975)
  • Чужая (1979)
  • Мой дом – театр (1987)
  • Скорбное бесчувствие (1987)
08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Между сценой и обителью: что заставляет артистов уходить в монахи и священники 17:42, 20.12.2022

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через