Вячеслав Шалевич
- Актер
- Дата и место рождения: 27 мая 1934 (82 года), Москва (СССР)
- Дата смерти: 21 декабря 2016
- Семейное положение: Елена Каневская (в разводе, нет детей), Наталья Упеник (в разводе, 1 ребёнок), Галина Шалевич (в разводе, 1 ребёнок), Татьяна Виноградова (в браке, 1 ребёнок)
Его коллеги по цеху
Вячеслав Шалевич — советский и российский актер, режиссер, народный артист РСФСР (1979).
Биография и карьера
Вячеслав Шалевич родился 27 мая 1934 года в столице СССР Москве.
Его родители разошлись вскоре после его рождения, и почти половину жизни Вячеслав считал, что его отец, сотрудник органов безопасности, погиб на советско-финской войне. Только в возрасте под сорок он, уже будучи известным артистом, случайно встретился с ним на гастролях в Алтайском крае. Тот, как-то увидев фотографию знаменитого сына в журнале, давно искал с ним встречи, и наконец она состоялась. Тогда-то Вячеслав и узнал, что на самом деле отец в войне с финнами не участвовал, а был арестован еще в 1937 году и несколько лет провел в исправительно-трудовом лагере.
Детство маленького Славы прошло в переулках Арбата. Дом, в котором он жил с матерью и тетей, располагался возле Театра им. Е. Б. Вахтангова, и это соседство, по сути, предопределило его судьбу.
В 1941 году из-за начавшейся Великой Отечественной войны ему пришлось на время покинуть родные места. Мать, сотрудница Наркомата обороны СССР, была эвакуирована на Урал, а ее сын оказался в детском доме в Саратовской области. О том, чтобы ей дали возможность быть рядом с ребенком, просить не решалась, считая, что служба родине сейчас важнее всего.
Разлука продолжалось больше трех лет, пока отчаявшийся мальчуган не сбежал из детдома. Только после этого он смог воссоединиться с матерью и вернуться на Арбат.
Послевоенные годы он буквально дневал и ночевал в театре. Не пропускал ни одной премьеры, и многие постановки пересматривал многократно. Как рассказывал потом сам актер, одного только Михаила Астангова в роли Сирано де Бержерака в одноименном спектакле он видел целых восемь раз. Конечно же, подросток и сам мечтал быть на его месте.
А пока записался в школьный кружок художественной самодеятельности (где играл преимущественно женщин, так как девочки кружок не посещали), а затем в драмкружок при местном доме пионеров, который вела актриса Александра Кудашева — ученица Михаила Чехова (племянника Антона Чехова, ученика Константина Станиславского и создателя так называемой Системы Чехова, по аналогии с более известной Системой Станиславского). В этом же кружке под ее чутким руководством свой путь в профессию начинали Олег Ефремов, Евгений Киндинов и другие актеры.
После школы Вячеслав поступил в Театральное училище им. Б. В. Щукина при Театре им. Е. Б. Вахтангова, где попал на курс к «вахтанговцу» Иосифу Рапопорту и оказался однокурсником Василия Ливанова и Василия Ланового. Окончив вуз, был зачислен в труппу с детства любимого театра, которому был предан до конца своих дней. И продолжал выходить на его сцену даже после того, как был назначен в 1998 году руководителем нового Московского драмтеатра им. Р. Н. Симонова (впоследствии вошедшего в состав Театра им. Е. Б. Вахтангова).
В те годы, когда Шалевич пришел в Театр им. Е. Б. Вахтангова, Рубен Симонов как раз был его главным режиссером, и именно в его постановке под названием «Неписаный закон» (по пьесе Владимира Пистоленко) актер дебютировал на профессиональной сцене.
Его кинодебют состоялся еще раньше — в 1955 году в лирической комедии Андрея Фролова «Доброе утро», где были заняты также Татьяна Конюхова, Изольда Извицкая, Юрий Саранцев, Владимир Андреев, Лев Дуров и другие известные актеры. Шалевичу тогда досталась совсем крохотная роль, которая даже не была упомянута в титрах.
Зато в следующем же своем фильме, «Капитанская дочка» Владимира Каплуновского, вышедшем на экраны в 1958 году, он уже играл Алексея Швабрина — второстепенного, но заметного персонажа одноименной повести Александра Пушкина. Главную роль Петра Гринева в картине исполнил Олег Стриженов, уже знакомый зрителю по драме «Овод» Александра Файнциммера.
Лента была высоко оценена на международных киносмотрах, а на фестивале в швейцарском Локарно даже получила первую премию «Золотой парус» как самый сенсационный фильм. В чем именно заключалась «сенсация» сюжета, знакомого каждому советскому школьнику, история умалчивает.
После драм «Спасенное поколение», «Барьер неизвестности», «Теперь пусть уходит», киноповестей «За городской чертой», «Аптекарша», «Эскадра уходит на запад» и целого ряда других кинопроектов (в числе которых были и «Хоккеисты», где Шалевич впервые сыграл главную роль) он попал на съемочную площадку культовой мелодрамы Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе», где 33-летнему актеру доверили роль мужа главной героини, деревенской жительницы Анны Григорьевны в исполнении Татьяны Дорониной. Причем, если актеров на ключевые роли подыскивали довольно долго, то супругом Нюры, Георгием, как говорят, Лиознова изначально видела только Шалевича.
Незатейливый, казалось бы, рассказ о том, как обычная русская женщина, верная жена своего мужа и заботливая мать двоих детей, приезжает в большой город, чтобы продать ветчину собственного изготовления, и сводит здесь близкое знакомство с местным таксистом Александром (его играет Олег Ефремов), едва полностью не изменившее ее размеренную жизнь, глубоко тронул сердце отечественного зрителя и членов жюри Всесоюзного кинофестиваля в Минске, присудившего картине первую премию. Обаяния фильму добавила прозвучавшая в нем популярная в те годы песня Майи Кристалинской «Нежность» (на музыку Александры Пахмутовой), которую таксисту Саше спела его пассажирка Нюра (в финале она также звучит по радио в исполнении самой Кристалинской).
Позднее Шалевич назовет Лиознову своим любимым режиссером, а она снимет его в своем культовом телесериале «Семнадцать мгновений весны». Образ Макса Отто фон Штирлица в нем воплотит Вячеслав Тихонов, а Шалевичу достанется роль американского дипломата Аллена Даллеса.
За свою долгую кинокарьеру Шалевич сыграет свыше 70 самых разных киноролей — от ученого-химика в «Лекарстве против страха», врача в «Любви немолодого человека» и левого эсера в «Шестом июля» до проректора в «Моей улице», первосвященника в «Мастере и Маргарите» и директора Театра Эстрады в «Примадонне». В его фильмографии даже окажутся два фильма с одинаковым названием (между собой никак не связанных) — «Красная площадь». В одном, военной драме Василия Ордынского 1970 года, он будет начальником дивизии, а в другом, детективе Рауфа Кубаева 2004-го, — генпрокурором СССР.
Одно время Шалевич также подумывал попробовать силы на режиссерском поприще и с этой целью окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе (где он потом преподавал на эстрадном факультете), но дальше пары спектаклей дело не пошло.
Его последняя главная роль — зэк по кличке Дед в телесериале «Боец. Рождение легенды» 2008 года (которого он также играл в «Бойце» 2004-го). В 2011-м он сыграл генсека Леонида Брежнева в сериале «Дело гастронома № 1». Финальная точка в кинокарьере Шалевича — парализованный жилец дома престарелых в короткометражке «Гудение шмеля» 2015-го. 21 декабря 2016 года актера не стало.
Тревожный звоночек прозвенел еще в начале месяца, когда он, играя спектакль «Пристань» в родном Театре им. Е. Б. Вахтангова, внезапно почувствовал себя плохо. Однако уговорить 82-летнего пациента лечь в больницу врачи скорой не смогли — повышенное давление не показалось ему тогда достаточной для этого причиной. Через пару дней он все равно туда попал, но было уже поздно: артист впал в кому и менее чем через три недели скончался, так и не придя в сознание.
Вячеслав Шалевич похоронен на столичном Ваганьковском кладбище.
Личная жизнь
Актер был женат четыре раза.
Впервые он женился еще во время учебы в «Щуке». Его избранницей стала бывшая одноклассница, Елена Каневская. Но уже через месяц оба поняли, что совершили ошибку, и подали на развод.
После одноклассницы была однокурсница — Наталья Упеник. Отношения продлились три года. В них у Шалевича в 1959 году родился его первенец — сын Владимир (умер в 1997 году).
Самым долгим оказался его третий брак, продлившийся больше 30 лет. Жена Галина, художник-модельер по профессии, в 1977 году родила актеру второго сына, Ивана.
В 1997 году, когда мальчику было двадцать лет, Галина умерла.
Через год Шалевич, которому было уже за шестьдесят, женился в четвертый (и последний) раз — на враче-гинекологе Татьяне Виноградовой, которой не так давно исполнилось тридцать.
Сначала они воспитывали детей от своих предыдущих браков (у Татьяны их было двое), а в 2001-м семья пополнилась их общим ребенком — дочерью Анной.
Анна Шалевич решила пойти по отцовским стопам и учится на актрису.
Иван Шалевич — театральный звукорежиссер, позднее переквалифицировавшийся в фотокорреспондента. В 2001 году его также можно было видеть в одном из эпизодов десятой серии «Дальнобойщиков».
Внучка актера (дочь его покойного сына Владимира), Елена Шалевич, — суфлер в дедушкином театре.
Фильмография (избранное)
- Дело гастронома № 1 (2011)
- Наследство (2008)
- Боец. Рождение легенды (2008)
- Солдаты-13 (2007)
- Примадонна (2005)
- Звезда эпохи (2005)
- Брежнев (2005)
- Против течения (2004)
- Московская сага (2004)
- Ландыш серебристый — 2 (2004)
- Красная площадь (2004)
- Боец (2004)
- Инструктор (2003)
- Женская логика — 3 (2003)
- Марш Турецкого — 2 (2001)
- Женщин обижать не рекомендуется (1999)
- Мастер и Маргарита (1994)
- Американский дедушка (1994)
- Прощение (1992)
- Муж собаки Баскервилей (1991)
- Любовь немолодого человека (1991)
- Потерпевшие претензий не имеют (1986)
- Особое подразделение (1984)
- Кодовое название «Южный гром» (1980)
- На исходе лета (1980)
- Лекарство против страха (1978)
- Это было в Коканде (1977)
- Райские яблочки (1974)
- Семнадцать мгновений весны (1973)
- Зарубки на память (1973)
- Город под липами (1971)
- Моя улица (1971)
- Красная площадь (1970)
- Виринея (1969)
- Шестое июля (1968)
- Три тополя на Плющихе (1968)
- Эскадра уходит на запад (1966)
- Хоккеисты (1965)
- Теперь пусть уходит (1963)
- Серебряный тренер (1963)
- Аптекарша (1963)
- Барьер неизвестности (1962)
- За городской чертой (1960)
- Капитанская дочка (1958)
- Доброе утро (1955)