Читайте нас в Telegram
Реклама

Русский писатель, по произведениям которого сняты такие картины, как «Работа над ошибками», «ЧП районного масштаба», «Сто дней до приказа», «Левая грудь Афродиты», «Игра на вылет», «Замыслил я побег…», «Козлёнок в молоке». Сценарист, принимавший участие в работе над фильмом Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок».

Юрий Поляков родился в обыкновенной рабочей семье. Выходцы из Рязани, родители обосновались в Москве в первые годы индустриализации и работали по техническим специальностям.

Окончив школу, Юрий поступает в областной педагогический институт имени Н.К. Крупской на филологический факультет. После института идет в армию. Юрия Полякова распределяют в ГДР, где он преподает русский язык и литературу.

НОВОСТЬ

Вернувшись на родину, Юрий работает в газете «Московский литератор», а с 1981 года становится ее главным редактором. Тогда же он защищает кандидатскую по филологии. Темой его научного исследования становится фронтовая поэзия. В рамках исследования Юрий Поляков публикует целый ряд литературоведческих статей о поэтах-фронтовиках. Результатом работы становится книга «Между двумя морями», выпущенная в 1983 году.

Творческая биография Юрия Полякова

Член союза писателей, Юрий Поляков и сам начинал свой творческий путь как поэт. Первый его сборник «Время прибытия» вышел в издательстве «Молодая гвардия» и продолжал традиции советской поэзии. Однако прозаические опыты Юрия Полякова, начавшиеся в тот же период, носят оппозиционный характер. В них Юрий открыто выступает против существующей системы и поддерживающей ее официальной идеологии.

В 1980 году Юрий Поляков становится первым отечественным писателем, поднявшим в своем творчестве тему «дедовщины», однако его повесть «Сто дней до приказа» не пропускает военная цензура. И лишь в 1987 году она была опубликована в журнале «Юность».

Юрию Полякову позвонил редактор журнала «Юность» Андрей Дементьев с предложением опубликовать повести. Зная о запрете, редактор обратился в военную цензуру за разрешением и, услышав: «Мы ее не пропустим», – сказал в ответ: «Лучше бы вы Руста не пропустили!». Все это произошло вскоре после перелета немецкого летчика-спортсмена Матиаса Руста из Хельсинки в Москву и его приземления прямо на Красной площади, ставшего событием мирового масштаба.

Следующей повести Юрия Полякова повезло несколько больше. «ЧП районного масштаба» хотя и пролежало четыре года под сукном из-за цензурного запрета, было опубликовано раньше, чем первая повесть, в том же журнале «Юность». Повесть, повествующая о проблемах в комсомольском аппарате, о его нравственном разложении, вызвала всесоюзный резонанс. Юрий Поляков, проработавший некоторое время инструктором в райкоме комсомола, не только показал всю ситуацию изнутри, но и сумел предвосхитить, схватить и отразить в своей повести все те тенденции, которые привели в итоге к развалу Союза.

«Работа над ошибками» – повесть, посвященная школе, проблемам, возникающим между учениками и учителями, отображает тот разрыв в миропонимании, который явился следствием разрыва между официальной идеологией и действительностью. Эта повесть стала первым из экранизированных произведений Юрия Полякова. И, наконец, когда популярность Юрия Полякова благодаря острой социальной актуальности его творчества была уже очень высока, после долгого цензурного перерыва увидела свет повесть «Сто дней до приказа». Вышедшая на пике «гласности» из-под пера уже известного писателя, повесть оказалась в эпицентре общественного внимания. И даже критики, обвинявшие автора в спекуляциях на разоблачениях, не могли не отметить несомненных художественных достоинств его произведений.

Юрий Поляков умеет предвосхищать в своем творчестве текущие социальные процессы, и когда в начале 90-х основная масса творческой интеллигенции все еще продолжала заниматься разоблачениями советского прошлого, Юрий Поляков обратил внимание на внутренний мир своих героев. Кроме того, в его прозе все большее место занимает ирония по отношению к новым либеральным тенденциям в обществе. В своем творческом поиске, не уходя с позиций реализма, Юрий Поляков обращается к постмодернизму, обогащая свои художественные приемы заимствованиями оттуда. Результатом этого поиска становится роман-эпиграмма «Козленок в молоке», где автор остро-сатирически высмеивает жизнь творческой интеллигенции и ее кумиров. Одновременно с работой над повестями «Апофегей», «Парижская любовь Кости Гуманкова», «Демгородок», идет и публицистическая работа писателя. Публицистика Юрия Полякова, носящая острый социально-политический характер, находится в центре внимания общественности. К концу 90-х автор издает две книги, созданные по итогам своей публицистической деятельности: «От империи лжи – к республике вранья» (1997) и «Порнократия» (1999). И подводя литературный итог уходящему веку, Юрий Поляков создает семейную сагу, охватывающую тридцатилетний период в жизни страны. Роман «Замыслил я побег…» становится одним из ярчайших образцов романного жанра в отечественной литературе конца XX века.

Затронув тему современной семьи, Юрий Поляков публикует цикл повестей той же тематики в журналах «Смена», «Нева», «Наш современник». Одновременно писатель пробует себя и в качестве драматурга, ставя пьесы по мотивам собственного творчества. Его постановки пользуются успехом и идут не только в российских, но и в зарубежных театрах.

С 2001 года Юрий Поляков возглавляет «Литературную газету».

Экранизированные романы и повести Юрия Полякова

2003 – «Козленок в молоке»
2003 – «Замыслил я побег…»
2000 – «Игра на вылет»
1989 – «Левая грудь Афродиты»
1988 – «Сто дней до приказа»
1988 – «ЧП районного масштаба»
1987 – «Работа над ошибками»

Юрий Поляков – лауреат премий Московского комсомола (1982), Ленинского Комсомола (1986), кавалер ордена Дружбы (2005), ордена Почёта (2010).
08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



У Татьяны Дорониной объявилась племянница, о которой она даже не знала 19:55, 01.12.2022
Стало известно, почему Татьяну Доронину перевели из элитного пансионата в Барвихе в дом престарелых 12:34, 21.11.2022

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через