Читайте нас в Telegram

Юрий Любимов

Юрий Любимов
  • Актер, Режиссер
  • Дата и место рождения: 30 сентября 1917 (97 лет), Ярославль, Российская республика (Россия)
  • Дата смерти: 5 октября 2014

Его коллеги по цеху

Реклама

Российский театральный режиссёр, актёр и педагог. Создатель и бывший худруководитель московского Театра драмы и комедии на Таганке.

Юрий Любимов. Биография

Юрий Петрович Любимов родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. По отцовской линии он происходит из крестьян, дед его был крепостным, отец служил по коммерческой части, мать работала учительницей. Любимовпостоянно говорил о том, как любил деда. В детстве он часто проводил время в деревне Абрамово, где у деда был огромный дом.

«Деда я любил очень. Он был крепостной мужик. По вере он был старовер, был старостой храма, который разгромлен там, в Абрамово, в деревне… Он все время работал своими руками. И у него был замечательный сад, хозяйство великолепное, его ценили односельчане», — вспоминал Любимов.

В 1922 году семья переехала в Москву. В годы репрессий под арест попали отец и мать Юрия Любимова, а он сам, его старший брат и младшая сестра оказались детьми «лишенцев».

НОВОСТЬ

Родители Юрия Любимова были страстными библиофилами и с раннего возраста приобщали сына к театру. Он видел знаменитые спектакли Мейерхольда «Лес», «Ревизор», «Даму с камелиями». Будучи выходцем из непролетарской семьи, Юрий Любимов был вынужден оставить школу и поступил в электромеханический техникум. В то же время он занимался в хореографической студии по методу Айседоры Дункан. В 1934 году Юрий Любимов был принят в студию при МХАТ-2 и через год сыграл свою первую эпизодическую роль на сцене этого театра.

«Я… работал с 14 лет. Монтером работал, лазал, делал подстанции. А потом уж к огорчению папы пошел в артисты, это было большое горе в семье, что я пошел в артисты. Нехорошо. Но потом, когда папа мой увидел, что мне хлопает публика, как вы мне сейчас, он смирился», — рассказывал режиссер.

Творческий путь Юрия Любимова / Yurii Lyubimov

В 1936 году в рамках кампании по борьбе с формализмом МХАТ-2 был закрыт, труппа расформирована, а театральная студия упразднена.

Тогда Юрий Любимов поступил в училище при Театре имени Вахтангова и сразу же был введён на одну из эпизодических ролей в легендарную «Принцессу Турандот» и одновременно дебютировал в образе Клавдио в спектакле «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира (режиссер И. Рапопорт). В 1940 году Юрий Любимов окончил учёбу и был призван в армию. В годы войны он служил в Ансамбле песни и пляски НКВД, организованном для поддержания духа войск.

В 1996 году Юрий Любимов был награждён орденом Великой Отечественной войны II степени.

В 1946-м он вернулся в Театр им. Евгения Вахтангова и был зачислен в его труппу. За двадцать лет Юрий Любимов сыграл более тридцати ролей и параллельно снялся во множестве фильмов. Он работал с Г. Александровым, Г. Козинцевым, А. Довженко, Н. Кошеверовой и другими известными режиссёрами.

Первой самостоятельной постановкой Юрия Любимова стала пьеса А. Галича «Много ли человеку надо» на сцене Театра им. Вахтангова в 1959 году. Потом в течение двух лет он посещал семинары актёра и режиссёра М. Кедрова, любимого ученика К.С. Станиславского, после чего стал преподавателем Театрального училища им. Б. Щукина.

В 1963 году Юрий Любимов поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта со студентами третьего курса. Эта пьеса, показанная на учебной сцене Щукинского училища, имела ошеломляющий успех, и режиссёру было предложено возглавить Театр драмы и комедии. Юрий Любимов решил полностью реорганизовать театр и взял в труппу выпускников своего курса.

23 апреля 1964 года состоялось открытие нового московского театра – Театра на Таганке. Юрий Любимов поставил на его сцене более пятидесяти спектаклей, среди которых «Братья Карамазовы», «Фауст», «Евгений Онегин», «Мастер и Маргарита» и другие. Он работал с композиторами Д. Шостаковичем, А. Шнитке, Э. Денисовым.

К середине семидесятых годов Таганка становится одним из театральных центров мира: спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при на Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976), а Юрий Любимов поставил около 30 новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира.

Марина Влади в своей книге «Владимир, или прерванный полёт» сравнила Юрия Любимова с названным отцом легендарного артиста: «Ты восхищаешься им и побаиваешься его. Он любит тебя, как талантливого сына, с которым, правда, хлопот не оберешься».

В 1980 году театр готовит спектакль памяти Высоцкого, но его запрещают власти. В 1982-м та же участь постигла и следующую постановку Юрия Любимова – «Борис Годунов» по А. С. Пушкину. Спустя ещё год были запрещены не только два новых спектакля подряд, но и репетиции «Театрального романа» Михаила Булгакова.

— Если бы Высоцкий был жив? А такой же он был. У него песня есть: «Пусть впереди большие перемены, я их, конечно, тоже не приму». Он когда в спектакле у меня поет — всех артистов так убирает, что от них ничего не остается. А это пленка.

Юрий Любимов. Вынужденная эмиграция

В 1984 году Юрий Любимов выехал в Англию для постановки «Преступления и наказания» Федора Достоевского в лондонском театре «Лирик» по приглашению Ассоциации Великобритания – СССР. После нескольких его интервью западным журналистам Юрий Любимов был освобождён от должности художественного руководителя созданного им Театра на Таганке, а 11 июля того же года лишён советского гражданства.

Юрий Любимов говорил в своём интервью 2002 года: «Я не понимаю, почему меня называли диссидентом. Я никогда не ставил политических спектаклей, не считал, что у меня политический театр. Я не ставил конкретно спектаклей против Советской власти. У меня всегда было своё художественное кредо. Просто безумная однотонность и одноцветность соцреализма загоняли в угол. Выход был в другом понимании эстетики. Авторов я выбирал не по политическим, а исключительно по эстетическим критериям. Если они были созвучны моим представлениям о КРАСОТЕ».

За годы вынужденной эмиграции Юрий Любимов поставил множество спектаклей на Западе, его работы удостаивались высших театральных премий.

Юрий Любимов. Возвращение в Россию

Любимов смог вернуться в Россию в 1988 году и сразу же восстановил запрещённого прежде «Бориса Годунова» и спектакль «Владимир Высоцкий». Им были поставлены новые спектакли: «Пир во время чумы» А.С. Пушкина (1989), «Самоубийца» Н. Эрдмана (1990),«Электра» Софокла (1992),«Живаго. (Доктор)» Б. Пастернака (1993). Театр на Таганке часто стал выезжать на гастроли: труппа побывала в Японии, Гонконге, Греции, Германии, Хорватии, Финляндии, Франции, США и многих других странах.

«Спектакли Любимова живут долго. И не потому только, что у них точная, отчеканенная форма, – Любимов с его органическим историзмом видит далеко, он исследует общественный процесс, который не сегодня начался и не завтра завершится. Злободневность искусства Любимова есть форма его историзма. Прошлое и настоящее для Любимова – страницы одной книги. Он листает её осторожно и уверенно». (Б. Зингерман «Заметки о Любимове», журнал «Театр», 1991)

Юрий Любимов всегда отличался строгостью и пристрастием к жесткой дисциплине в театре. Он считает, что с актерами нужно вести себя как с дрессированными животными в цирке – заходить в клетку с хлыстом, а когда надо – давать «морковку».

Личная жизнь Юрия Любимова

Личная жизнь Юрия Любимова, хотя он и не любил рассказывать о ней, всегда была наполнена романами, за которыми с интересом следили все люди, приближенные к театру.

Еще в студенческие годы он влюбился в свою однокурсницу, ставшую его первой женой. Но этот брак был недолговечен.

В личной жизни Любимова было много женщин и всего три жены. Второй супругой известного режиссера стала балерина по имени Ольга, родившая Юрию Петровичу сына Никиту. После нескольких лет совместной жизни она, забрав сына, сбежала от Любимова к его другу – известному дирижеру Юрию Силантьеву.

Забыть об этом неприятном событии Любимову помогла любовь к известной актрисе – красавице Людмиле Целиковской, популярность которой в те годы была огромной. Они были знакомы еще со студенческой скамьи. Любимов прожил с ней 20 лет, и в их жизни было немало счастливых минут. Они вместе играли на сцене Вахтанговского театра, но совместная жизнь двух творческих талантливых людей, чаще всего, не бывает гладкой.

Последний роман Любимова с венгерской переводчицей Каталин Кунц завершился браком. Он познакомился с ней во время венгерских гастролей Театра на Таганке. В то время Каталин тоже была замужем и работала в венгерском журнале «Театр – музыка». Позже Кунц стала личным переводчиком Любимова. Влечение друг к другу режиссера и венгерской переводчицы, которая была на 30 лет его моложе, было настолько сильным, что после возвращения в Москву он не прерывал своего общения с ней.

Каталин изменила личную жизнь Юрия Любимова, стала его третьей женой и родила ему сына Петра. Вместе они прожили более тридцати лет и считались одной из красивейших супружеских пар Москвы.

Юрий Любимов: уход из Таганки

В декабре 2010 года Юрия Любимов заявил, что хочет уйти в отставку и покинуть пост художественного руководителя Театра на Таганке. Он объяснил это решение конфликтом с департаментом культуры Москвы.

Летом 2011 года Юрий Любимов оказался в центре скандала: актеры театра потребовали от руководителя гонорар сразу после сыгранного спектакля на гастролях в Чехии. Их поведение обидело художественного руководителя, и 6 июля 2011 года Юрий Любимов сложил свои полномочия.

Он покинул Театр на Таганке, не попрощавшись с труппой. Вслед за ним сцену оставили ведущие актеры Алла Смирдан и Дмитрий Межевич. Юрий Любимов посвятил работе в этом театре в общей сложности более 40 лет.

Кроме того, причиной ухода Юрия Любимова стала его супруга, венгерская журналистка Каталин Курц. Она занимала должность заместителя директора Театра на Таганке, и актеры часто обвиняли ее в неоправданной грубости, сквернословии и поступках, унижающих честь и достоинство работников театра.

Юрий Любимов уволил супругу по настоянию всей труппы, но вскоре и сам расстался с театром.

— Жена гения, наверное, очень русское явление. Кубинец, скажем, пошел ведро выносить, и сразу — компания. И начинают чечетку и степ бить. Россия — страна холодная, огромная, и это влияет на людей подсознательно. В России жена создает пространство, где человек может быть спокойным.

В 2012 году Юрий Любимов стал режиссером спектакля «Бесы» Федора Достоевского. Эта четырехчасовая постановка на сцене Академического театра приятно удивила критиков и поклонников его творчества. Юрий Любимов готовил к премьерному показу оперу Александра Бородина «Князь Игорь», которая должна была состояться в декабре 2012 года на сцене Большого театра, но в итоге она была перенесена на неопределенный срок.

30 сентября 2012 года Юрий Любимов отметил свой 95-й день рождения на сцене Театра имени Вахтангова.

12 октября 2012 года Любимов оказался в больнице с диагнозом «сердечный приступ». 30 октября режиссер впал в кому, через сутки его состояние нормализовалось, но оставалось крайне тяжелым вплоть до ноября 2012 года.

5 октября 2014 года Юрий Петрович Любимов скончался в Боткинской больнице, куда он был доставлен 2 октября в тяжелом состоянии. Накануне ему исполнилось 97 лет.

«Юрий Петрович скончался сегодня утром в 11:40 мск, его уход был спокойным, он умер во сне», — сказала жена режиссера Каталин Любимова, добавив, что врачи Боткинской больницы до последнего боролись за его жизнь.

Фильмография Юрия Любимова / Yurii Lyubimov

Всего несколько слов в честь господина де Мольера (1973), Жан-Батист Поклен де Мольер / Сганарель
Хуторок в степи (1970), Василий Петрович Бачей
Каин XVIII (1963), премьер-министр
Человек с планеты Земля (1958)
Город зажигает огни (1958)
Много шума из ничего (1956)
На подмостках сцены (1956), Зефиров
Белинский (1953), Фролов
Композитор Глинка (1952), Александр Сергеевич Даргомыжский
Сердце храбреца (1951), озвучка
Прощай, Америка (1951)
Кубанские казаки (1949), Андрей
Три встречи (1948)
Мичурин (1948), переводчик
Мальчик с окраины (1947), Костя
Голубые дороги (1947), матрос Веткин
Робинзон Крузо (1946), Пятница
Наше сердце (1946), Яков
Беспокойное хозяйство (1946), французский лётчик Лярошель
Дни и ночи (1945), лейтенант Масленников
Поединок (1944)
Цветные киноновеллы (1941), принц – свинопас
Свинопас (1941), принц – свинопас

08:28, 20.11.2024

Алексей Гуськов о новом «Противостоянии»: «Драма человека, который превратился в животное»

В новой адаптации романа Юлиана Семенова «Противостояние» актер сыграл неуловимого преступника, готового ради свободы жертвовать родными и любимой женщиной.

О том, каково быть в шкуре негодяя и не пугает ли сравнение новой ленты с советской киноклассикой, Алексей Гуськов рассказал ВокругТВ.



Умер Алексей Кузнецов, сыгравший герцога Бекингема в картине «Д’Артаньян и три мушкетера» 08:20, 06.07.2023
В онлайн-кинотеатре «KION» выходит документальный фильм о Сергее Бодрове-младшем «Нас других не будет» 14:50, 27.12.2021

Энциклопедия: новые карточки

авторизация
Войти через