Юрий Завадский
- Режиссер, Актер, Персонаж
- Дата и место рождения: 30 июня 1894 (82 года), Москва (Российская империя)
- Дата смерти: 5 апреля 1977
- Семейное положение: Ирина Анисимова-Вульф (в разводе, нет детей), Вера Марецкая (в разводе, 1 ребёнок), Галина Уланова (в разводе, нет детей)
Его коллеги по цеху
Юрий Завадский – советский режиссер и актер, народный артист СССР (1948).
Биография и карьера
Юрий Завадский родился 30 июня 1894 года в Москве.
Его отец, Александр Завадский, поначалу рядовой чиновник, благодаря своему усердию получил в итоге чин коллежского асессора и дворянство. Его мать, Евгения Завадская, окончила Московскую консерваторию, но посвятила себя семье.
Творческим талантом обладала не только мать Юрия, в юности мечтавшая стать актрисой, но и отец, обладатель прекрасного баса. Пишут даже, что его звали петь в Большой театр, но он решил, что заработок артиста не так стабилен, как чиновника, а ему нужно кормить жену и троих детей. Поэтому часто в доме устраивались семейные концерты, на которых Александр Францевич пел, а Евгения Михайловна ему аккомпанировала. Также Завадская вместе со своей сестрой организовала любительский драмкружок, в котором среди прочих, начинал свой путь в большое искусство Евгений Вахтангов, чье имя сегодня носит один из московских театров.
Среди родственников будущего режиссера были художники, композиторы, пианисты, а его бабушка по материнской линии была балериной.
Маленький Юра тоже не был обделен способностями. Ему легко давались иностранные языки (и к окончанию гимназии он владел английским и французским), мальчик хорошо рисовал и был очень артистичным.
Однако, видимо, будучи таким же практичным, как отец, сначала Юрий решил получить «нормальную» профессию и в 1913 году поступил на юрфак Московского университета (ныне – МГУ им. М. В. Ломоносова).
Впрочем, обучаясь в университете, юридической наукой он интересовался меньше всего. Вращаясь преимущественно в творческой среде, юноша вскоре оказался в Студенческой драматической студии, организованной при Московском художественном театре Евгением Вахтанговым, и вскоре понял, что юристом быть никак не может. Юрфак он бросил, не доучившись.
Актером вахтанговской студии, в 1921 году преобразованной в 3-ю студию МХАТ (а еще через пять лет – в Театр им. Е. Б. Вахтангова), Завадский был до 1924 года, пока его не взяли во МХАТ. Здесь же в 1919 году он дебютировал как режиссер (поставив спектакль «Обручение во сне, или Кот в сапогах» по пьесе своего друга Павла Антокольского), а через пару лет и как сценограф (в постановке «Чудо святого Антония» по Морису Метерлинку, где он также сыграл свою первую крупную роль).
Во МХАТе, под чутким руководством его создателей – Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, Завадский играл до 1931 года (был Чацким в «Горе от ума», графом Альмавива в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», гимнастом Тибулом в «Трех толстяках» и т. д.).
Одновременно он руководил собственной (организованной еще в 1924 году) театральной студией, где мог свободно проявить себя как режиссер.
На ее сцене он поставил «Волков и овец» по Александру Островскому, «Вольпоне» по Бену Джонсону, «Любовью не шутят» по Альфреду де Мюссе и другие спектакли, в которых были заняты такие будущие звезды театра и кино, как Вера Марецкая, Николай Мордвинов и Ростислав Плятт.
Хотя у театра-студии не было собственной площадки и играть приходилось в полуподвальных помещениях по всему городу, он просуществовал более 20 лет и закрылся (да и то по решению властей) только в 1936 году. Причем несколько лет Завадский умудрялся совмещать свою работу в студии с руководством новым большим столичным театром – Центральным театром Красной Армии (ныне – ЦТСА), главным режиссером которого он был назначен в 1932 году (в 1935-м его сменил Алексей Попов).
После закрытия студии Завадский был «командирован» в Ростов-на-Дону с важной миссией – «показать пример в освоении огромной сцены». Этой огромной сценой было свежепостроенное, похожее на гусеничный трактор (скорее всего, в основе идеи был первый советский трактор «Коммунар») здание местного Театра драмы им. М. Горького. Вместе с режиссером «показывать пример» приехали Марецкая, Мордвинов и Плятт.
Сцена «осваивалась» при помощи классиков («Каменный гость» по Александру Пушкину, «Отелло» по Уильяму Шекспиру, «Разбойники» по Фридриху Шиллеру и т. д.) и современников («Человек с ружьем» по Николаю Погодину, «Любовь Яровая» по Константину Треневу и др.).
Вернувшись в Москву в 1940 году, Завадский стал главным режиссером Театра им. Моссовета. В этом театре он трудился до конца своих дней, поставив здесь десятки спектаклей – от «Лешего» по Антону Чехову, «Маскарада» по Михаилу Лермонтову и «Виндзорских насмешниц» по Уильяму Шекспиру до «Русских людей» и «Русского вопроса» Константина Симонова. А Андрей Тарковский называл его «Петербургские сновидения» (по Федору Достоевскому) одной из лучших из когда-либо виденных им театральных постановок.
Но даже ставя вечную классику, режиссер проявлял неординарный подход. Так, в 1957 году зрители, пришедшие на премьеру «Виндзорских насмешниц», были удивлены сначала неожиданной встречей – при входе их громко и весело приветствовали трубачи, а затем и самим спектаклем – во время сцены ярмарки в зал вдруг шумно высыпали фокусники и цыганки.
Одной из самых ярких актрис Театр им. Моссовета в этот период была неподражаемая Фаина Раневская, которая играла в нем больше четверти века. В истории театра навсегда осталась ее чудаковатая миллионерша из постановки Леонида Варпаховского «Странная миссис Сэвидж», которая была одной из любимых ролей актрисы. Она была первой, кто в 1966 году воплотил придуманный американцем Джоном Патриком образ в СССР. Потом миссис Сэвидж передали другой звезде Театра им. Моссовета – Любови Орловой, после которой ее играла Вера Марецкая, чья интерпретация роли в итоге и стала фильмом-спектаклем, вышедшем на экраны в 1975 году.
К слову, американскую комедию затем ставили и другие советские театры. Например, в Центральном театре Российской Армии экстравагантную богатую вдову играла Людмила Касаткина, в Театре кукол им. С. В. Образцова – Вера Васильева, а в Нижнетагильском драматическом театре им. Д. Н. Мамина-Сибиряка – первая жена Владимира Высоцкого – Изольда Высоцкая.
Параллельно с работой в театре, так и не получивший театрального образования Завадский преподавал в ГИТИСе, где после семи лет преподавания получил звание профессора.
Будучи успешным театральным режиссером, Юрий Александрович почти не работал в кино. В 1944 году он снял свой единственный короткометражный фильм «Тапер» и больше на съемочную площадку не возвращался.
Мастер ушел из жизни 5 апреля 1977 года из-за внезапного открывшегося внутреннего кровотечения. Он не хотел, чтобы кто-нибудь видел его мертвым, поэтому тело 82-летнего режиссера кремировали и при прощании выставили в театре урну с его прахом.
Юрий Завадский похоронен рядом со своей матерью на Ваганьковском кладбище.
Личная жизнь
В молодости Завадский обладал привлекательной внешностью и нравился женщинам. Но он не ответил взаимностью даже влюбленной в него Марине Цветаевой, после знакомства с ним в 1918 году посвятившей начинающему актеру цикл стихов «Комедьянт», а также пьесы «Фортуна» и «Каменный ангел».
Себе в жены Завадский выбрал актрису Ирину Анисимову-Вульф, но отношения оказались недолгими. Пристальное внимание других женщин нервировало молодую жену, и вскоре супруги развелись.
В 1924 году он женился на Вере Марецкой, которая в 1926-м родила ему его единственного сына Евгения. Этот брак продлился почти двадцать лет, до встречи Завадского с балериной Галиной Улановой, которая стала его третьей (и последней) женой.
Известный режиссер и знаменитая балерина были вместе, пока во время войны жили в эвакуации в Казахстане, а затем разошлись, но так и не стали оформлять развода.
Со всеми своими бывшими женами Завадский сохранял хорошие отношения. Так, Анисимова-Вульф и Марецкая и после расставания работали в театре под его руководством.
Евгений Завадский пошел по стопам отца и стал театральным режиссером, работал в Театре им. Моссовета. Его не стало в 2006 году.
Фильмография
- Режиссер
- Тапер (1944)
- Актер
- Медвежья свадьба (1925)
- Аэлита (1924)